Детский сад теория и практика № 5/2017. Детское творчество

Творчество — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, — писал Л.С. Выготский, — легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». При этом все равно, подчеркивал ученый, будет ли это новое «какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Номер посвящен творчеству детей дошкольного возраста. Рассматривается феномен детского творчества, раскрываются его сущность и особенности. Подчеркивается значимость творчества для развития личности ребенка-дошкольника, его самовыражения и самореализации. Особое внимание уделяется смыслообразованию и адресности творчества детей, субъективной ценности его продуктов. В творческой деятельности ребенок стремится создать собственные смыслы и выразить их в продуктах деятельности, построить диалог с другими людьми, миром, найти в нем свое место, хочет быть услышанным и понятым.
Представлена программа «САД ДЕТСТВА», ориентированная на вхождение ребенка в культуру и предполагающая активное внедрение в систему обучения и воспитания дошкольников многообразия видов творческой деятельности, поддержку и развитие их творческой активности.
Большое внимание уделяется художественному творчеству детей дошкольного возраста. Прослеживается динамика развития изобразительного творчества ребенка, раскрывается специфика работы с детьми в разные периоды дошкольного детства и роль педагога в процессе формирования детского изобразительного творчества. Рассматриваются вопросы развития творчества детей в изобразительной деятельности средствами формирования графических навыков и умений, развития восприятия и образных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, знакомства с искусством. Подчеркивается значимость интеграции видов изобразительной деятельности в обогащении изобразительного творчества ребенка. Демонстрируются возможности развития творческой активности детей в процессе экспериментирования с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками. Описывается опыт использования кинетического песка в работе с дошкольниками. Раскрывается потенциал фрактального рисования в развитии воображения и творческой активности детей в изобразительной деятельности.
Рассматриваются особенности дизайн-опыта современных дошкольников и своеобразие проявлений детского творчества в дизайне; выделяются условия поддержки творчества детей дошкольного возраста в дизайн-деятельности.
Анализируются функции воображения в построении образа социальной ситуации развития на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту и включении в нее ребенка. Характеризуются две модели школьной готовности — адаптивная и креативная (творческая).

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 5/2017
"Детское творчество"

5   К читателям
6   Савенкова Л.Г., Школяр Л.В. Не ДЕТСКИЙ САД, а САД ДЕТСТВА — новый взгляд на дошкольное образование и воспитание
18   Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность
36   Комарова Т.С. Развитие художественного творчества дошкольников
54   Казакова Т.Г., Воробьева И.Н. Изобразительное творчество и ребенок
74   Тупичкина Е.А. Методика использования фрактального рисования в работе с детьми дошкольного возраста
84   Петухова О.А., Александрова М.В. Волшебный мир песка
90   Чистоусова В.Б. Развитие творческой активности детей 6–7 лет в процессе работы с пластическим материалом
96   Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Поддержка детского творчества в дизайн-деятельности