Детский сад теория и практика № 7/2017. Сказка в образовательном процессе детского сада

    Сказка — один из основных жанров фольклора и детской литературы. Сегодня она занимает достойное место в круге чтения дошкольников, образовательных программах и методических пособиях для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Однако путь сказки к детям был долгим и непростым, любимый дошкольниками жанр изначально был адресован взрослым, а его бытование никак не связывалось с воспитанием и развлечением подрастающих поколений. «Сказки — творчество взрослых для взрослых, к детям из этого творчества перешло, нашло отклик и усвоилось то, что находится в соответствии с интересами и запросами детского мира», — подчеркивала О.И. Капица. При этом отношение педагогов к сказке неоднократно менялось, а ее педагогическая ценность и функции переосмыслялись.
    Номер посвящен сказке и ее использованию в работе с детьми дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы бытования жанра в народной традиции и в современном городе, в том числе в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрывается роль сказки в жизни ребенка-дошкольника и образовательном процессе детского сада. Обозначаются основные подходы к использованию сказки в народной и научной педагогике, выделяются новые направления ее применения в работе с детьми.
    Приводится ретроспективный обзор работ исследователей, изучавших детское сказительство, прослеживается эволюция детской сказительской манеры. Отмечается специфика восприятия, понимания и воспроизведения текстов народных сказок современными дошкольниками, даются рекомендации воспитателям по обучению детей рассказыванию сказок.
    Показаны возможности сказки в развитии ребенка как читателя. Описываются первые практики чтения для размышления в образовательном процессе детского сада и примеры партнерства с семьей, в котором возникает интерес взрослых и детей к совместному чтению и разговору о прочитанном. Актуализируется задача обновления читательского репертуара дошкольников и отбора книг сказок для семейного чтения. Представлен обзор сказок современных авторов для детей.
    Рассматриваются своеобразие и проблемы организации рисования по мотивам сказок, характеризуются особенности сказочных образов в рисунках дошкольников, выделяются и комментируются педагогические условия поддержки рисования по мотивам сказок у детей дошкольного возраста.
    Раскрывается роль сказки в приобщении детей к традиционной культуре разных народов и формировании представлений о родной стране. Анализируются подходы к решению этой задачи в программно-методических документах дошкольного образования; приводятся примеры включения сказок народов России в комплексное планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Описываются приемы ознакомления детей с предметным миром сказки, жизнью и бытом народов России. Представлены вариативные формы использования сказки в познавательной деятельности дошкольников.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 7/2017
    "Сказка в образовательном процессе детского сада"

    5   К читателям
    6   Круглякова Т.А., Кузьмина Т.В. Как дети рассказывают сказки: бытование сказки в народной традиции и в современном городе
    24   Ушакова О.С. Роль сказки в развитии образной речи дошкольников
    38   Ледовских Н.К. Дошкольник и предметный мир сказки
    50   Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Народная сказка — окно в мир другой культуры
    66   Алиева Т.И. Ребенок и книга: начало пути к чтению для размышления
    80   Асонова Е.А., Каширина М.В., Маймистова Д.С. Современные сказочники и их сказки
    86   Вербенец А.М. Сказочная тематика в рисунках старших дошкольников
    100   Ерофеева Т.И. Использование сказки в познавательной деятельности дошкольников

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370