Детский сад теория и практика № 7/2017. Сказка в образовательном процессе детского сада

Печать
Сказка — один из основных жанров фольклора и детской литературы. Сегодня она занимает достойное место в круге чтения дошкольников, образовательных программах и методических пособиях для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Однако путь сказки к детям был долгим и непростым, любимый дошкольниками жанр изначально был адресован взрослым, а его бытование никак не связывалось с воспитанием и развлечением подрастающих поколений. «Сказки — творчество взрослых для взрослых, к детям из этого творчества перешло, нашло отклик и усвоилось то, что находится в соответствии с интересами и запросами детского мира», — подчеркивала О.И. Капица. При этом отношение педагогов к сказке неоднократно менялось, а ее педагогическая ценность и функции переосмыслялись.
Номер посвящен сказке и ее использованию в работе с детьми дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы бытования жанра в народной традиции и в современном городе, в том числе в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрывается роль сказки в жизни ребенка-дошкольника и образовательном процессе детского сада. Обозначаются основные подходы к использованию сказки в народной и научной педагогике, выделяются новые направления ее применения в работе с детьми.
Приводится ретроспективный обзор работ исследователей, изучавших детское сказительство, прослеживается эволюция детской сказительской манеры. Отмечается специфика восприятия, понимания и воспроизведения текстов народных сказок современными дошкольниками, даются рекомендации воспитателям по обучению детей рассказыванию сказок.
Показаны возможности сказки в развитии ребенка как читателя. Описываются первые практики чтения для размышления в образовательном процессе детского сада и примеры партнерства с семьей, в котором возникает интерес взрослых и детей к совместному чтению и разговору о прочитанном. Актуализируется задача обновления читательского репертуара дошкольников и отбора книг сказок для семейного чтения. Представлен обзор сказок современных авторов для детей.
Рассматриваются своеобразие и проблемы организации рисования по мотивам сказок, характеризуются особенности сказочных образов в рисунках дошкольников, выделяются и комментируются педагогические условия поддержки рисования по мотивам сказок у детей дошкольного возраста.
Раскрывается роль сказки в приобщении детей к традиционной культуре разных народов и формировании представлений о родной стране. Анализируются подходы к решению этой задачи в программно-методических документах дошкольного образования; приводятся примеры включения сказок народов России в комплексное планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Описываются приемы ознакомления детей с предметным миром сказки, жизнью и бытом народов России. Представлены вариативные формы использования сказки в познавательной деятельности дошкольников.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 7/2017
"Сказка в образовательном процессе детского сада"

5   К читателям
6   Круглякова Т.А., Кузьмина Т.В. Как дети рассказывают сказки: бытование сказки в народной традиции и в современном городе
24   Ушакова О.С. Роль сказки в развитии образной речи дошкольников
38   Ледовских Н.К. Дошкольник и предметный мир сказки
50   Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Народная сказка — окно в мир другой культуры
66   Алиева Т.И. Ребенок и книга: начало пути к чтению для размышления
80   Асонова Е.А., Каширина М.В., Маймистова Д.С. Современные сказочники и их сказки
86   Вербенец А.М. Сказочная тематика в рисунках старших дошкольников
100   Ерофеева Т.И. Использование сказки в познавательной деятельности дошкольников