Детский сад теория и практика № 2/2011. Новые организационные формы дошкольного образования

    Отечественная система дошкольного образования активно развивается, появляются новые виды дошкольных учреждений и новые организационные формы дошкольного образования. Семейные, домашние, корпоративные детские сады, дошкольные мини-центры, детские академии, группы кратковременного пребывания, группы предшкольной подготовки, дошкольные образовательные группы на базе школ, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи, лекотеки, инклюзивные группы, консультативные пункты для родителей и детей, районные центры дошкольного образования и педагогические агентства… В долгосрочных целевых программах развития дошкольного образования, принятых на разных уровнях, в разных российских городах и регионах, первостепенное внимание уделяется расширению сети дошкольных образовательных учреждений и развитию новых форм дошкольного образования. О необходимости поддержки вариативных форм дошкольного образования, в том числе системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, говорил 30 ноября 2010 г. в Послании Федеральному Собранию президент РФ Д.А. Медведев.
    Развитие новых форм дошкольного образования и столь пристальное внимание к ним общества, государства, системы образования обусловлены, прежде всего, новой социально-экономической и демографической ситуацией, острой нехваткой мест в детских садах и дефицитом качественных услуг дошкольного образования. Сегодня родители дошкольников гораздо более требовательны к организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, его содержанию и качеству, многих из них уже не устраивают ни традиционный режим пребывания ребенка в детском саду, ни существующие организационные формы дошкольного образования.
    В этом номере журнала мы расскажем о новых видах дошкольных учреждений и организационных формах дошкольного образования в России, рассмотрим ключевые проблемы и особенности их организации, функционирования и развития, вопросы эффективности деятельности и специфику взаимодействия с заказчиками образовательных услуг — родителями дошкольников.
    Опыт российских регионов по созданию и апробации новых видов дошкольных учреждений и форм дошкольного образования дополняют материалы о детских дошкольных учреждениях стран Западной Европы: Франции, Австрии, Германии, которые, на наш взгляд, будут не только интересны для отечественной педагогической теории и практики, но и полезны в условиях поиска путей повышения доступности, качества и разнообразия услуг дошкольного образования в России.
    Реальная педагогическая практика остро нуждается в осмыслении, обобщении и популяризации опыта работы вариативных форм дошкольного образования, разработке нормативно-правовой базы для внедрения государственно-частного партнерства в области дошкольного образования, научно-методическом обеспечении развития новых форм дошкольного образования, педагогических и управленческих кадрах, способных эффективно работать в условиях внедрения этих форм.
    Внимание Президента, Правительства, Федерального Собрания, других органов государственной и муниципальной власти, общественности и политических партий, специалистов и родителей к модернизации дошкольного образования, развитию новых видов дошкольных учреждений и организационных форм дошкольного образования вселяет осторожный оптимизм относительно создания правовых, экономических, организационных и научно-методических условий для повышения доступности, качества и разнообразия услуг дошкольного образования в России.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 2/2011
    "Новые организационные формы дошкольного образования"

    5   К читателям
    6   Зебзеева В.А. Основные подходы к созданию современной модели дошкольного образования
    15   Ситникова Е.В. Сделать дошкольное образование доступным — возможно
    19   Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Региональный опыт создания инновационных форм организации дошкольного образования
    30   Тупичкина Е.А. Проектирование деятельности лекотеки как инновационной формы профилактической и коррекционной работы с детьми раннего возраста
    40   Пасторова А.Ю., Микшина Е.П., Зигле Л.А. Интегрированное образование дошкольников с нарушением слуха
    47   Дедюхина Г.В., Тюрина Н.Ш. Через раннюю помощь к интеграции
    54   Тупичкина Е.А. Семейный (домашний) детский сад: проблемы организации, функционирования и развития
    61   Михайлова А.Е. Педагогическое агентство как инновационный проект современного дошкольного образования
    68   Микляева Н.В. Мониторинг эффективности инновационных форм дошкольного образования
    80   Орлова Л.В. Особенности дошкольного образования во Франции
    86   ДеВаль В.В. Детские дошкольные учреждения в Австрии: традиции и реальность
    93   Бурд М.А. Оптимизация этапов социализации в билингвальных дошкольных учреждениях: из опыта работы детских садов Берлина
    99   Плевако Л.А. Группа кратковременного пребывания: проблема организации взаимодействия с родителями
    104   Давыдова О.И., Майер А.А. Такие нетрадиционные традиционные формы: из опыта работы дошкольного учреждения с семьей

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370