Детский сад теория и практика № 3/2011. Современные средства обучения детей дошкольного возраста

Печать
Средства обучения — одна из важнейших категорий педагогики, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели обучения. Средства обучения — это инструменты деятельности педагога и учащихся, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся и управлять ею. Главное дидактическое назначение средств обучения — оптимизировать учебный процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала учащимися с наименьшей затратой сил и времени.
Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных средств к средствам обучения детей дошкольного возраста. В последнее десятилетие в дошкольном образовании появились новые средства обучения: разнообразные развивающие игры и игровые пособия, конструкторы, лабораторные наборы для практических работ по знакомству с окружающим миром и наборы для детского творчества, рабочие тетради на печатной основе и атласы, магнитные плакаты и слайд-альбомы, учебное видео и обучающие телепрограммы, развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения, интегрированные творческие среды и даже электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе, мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры, видео- и фотоматериалы с элементами анимации, диагностические материалы и др. В детских садах появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов.
В этом номере журнала освещаются теоретические и практические аспекты вопроса разработки и использования средств обучения детей дошкольного возраста. Характеризуются современные средства обучения дошкольников (специально организованная предметно-пространственная среда, разнообразные модели, рабочие тетради на печатной основе, маршрутные листы и детские путеводители, мультимедийные презентации, флэш-карты и др.), а также технические средства обучения нового поколения. Затрагивается вопрос готовности педагогов дошкольного образования к работе с этими средствами, описываются психологические проблемы, связанные с применением медиаинформационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, и возможные пути их преодоления.
Большое внимание уделяется дидактическим требованиям к разным средствам обучения дошкольников и методике их использования в образовательном процессе дошкольного учреждения, в том числе средствам электронной (цифровой) наглядности. Даются рекомендации по изготовлению мультимедийных презентаций и флэш-карт, а также мультимедийных игр и упражнений для сенсорной интерактивной доски.
Приводятся примеры занятий с использованием рабочих тетрадей на печатной основе, маршрутных листов и детских путеводителей, различных моделей, мультимедийных презентаций, флэш-карт и сенсорной интерактивной доски. Предлагается комплекс медиаобразовательных занятий с использованием печатной прессы для индивидуальной или групповой работы в подготовительной к школе группе детского дошкольного учреждения.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 3/2011
"Современные средства обучения детей дошкольного возраста"

5   К читателям
6   Белошистая А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении
18   Габова М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность
28   Баракина Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников
37   Репина Г.А. Оригинал-макет методического пособия как форма вовлечения родителей в образовательный процесс
45   Вербенец А.М. Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников
62   Печинкина О.В. Давайте почитаем... газету
69   Вербенец А.М. Маршрутные листы и детские путеводители как средство развития интереса к посещению музея у старших дошкольников
84   Мальцева М.В. Использование мультимедийных презентаций в художественно-эстетическом развитии дошкольников
96   Лагутина Н.Ф., Самойлова Н.М. Флэш-карты как средство ознакомления дошкольников с традиционной народной культурой
106   Немирич А.А. Формирование медиаинформационного мировоззрения педагога дошкольного образования