Детский сад теория и практика № 7/2011. Взаимодействие педагога с детьми в различных видах деятельности

Печать
Современное состояние детства вызывает озабоченность у специалистов и общественности. Оно все чаще характеризуется как кризисное. Один из показателей этого кризиса — разрыв связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, отсутствие между ними взаимодействия, диалога и взаимопонимания.
В традиционной педагогике взрослый доминирует над ребенком, стремится не взаимодействовать, а воздействовать на него. Он регламентирует его жизнь, занятия и интересы, помогает освоить определенную общеобразовательной программой систему знаний, принятые в обществе правила и нормы поведения, требует послушания. Общение между ребенком и взрослым зачастую оказывается формальным, подчиненным целям социализации, воспитания и обучения дошкольника.
Гуманизация системы дошкольного образования меняет представление педагогов об особенностях взаимодействия с детьми, стимулирует к пересмотру традиционных педагогических позиций и стиля общения с воспитанниками. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования законодательно закрепляют необходимость пересмотра педагогами особенностей взаимодействия с детьми. Они ориентируют специалистов системы дошкольного образования на решение программных задач в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Освоение ребенком общеобразовательной программы рассматривается в документе как его совместный путь с педагогом-партнером.
Идет поиск новых педагогических позиций, способов со-бытия, продуктивных форм объединения детей и взрослых в пространстве дошкольного учреждения. Актуализируется задача овладения искусством взаимодействия с детьми и создания детско-взрослой общности.
В данном номере журнала раскрывается сущность и содержание педагогического взаимодействия в дошкольном образовании, рассматриваются различные модели педагогического взаимодействия и возможные формы их реализации в условиях дошкольного учреждения.
Анализируются стили взаимодействия педагога с детьми, большое внимание уделяется личностно-ориентированной модели взаимодействия. На конкретных примерах иллюстрируются особенности ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми в практике дошкольного образования. Раскрывается значение этикета в педагогической деятельности и его роль в установлении доброжелательных отношений между воспитателем и воспитанниками.
Рассматриваются формы, методы, приемы взаимодействия педагога с детьми, способствующие формированию субъектной позиции дошкольника, а также вопросы организации взаимодействия педагога с детьми в различных видах деятельности: в игре, познавательно-исследовательской, проектной, продуктивной деятельности, в процессе подготовки и проведения детских праздников, реализации художественно-творческих проектов и пр.
Даются советы и рекомендации по формированию партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми. Большое внимание уделяется проблеме создания детско-взрослой общности, в том числе в форме со-бытия, и особенностям организации взаиморазвивающего межпоколенческого диалога в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 7/2011
"Взаимодействие педагога с детьми в различных видах деятельности"

5   К читателям
6   Боровикова Л.В. Со-бытийная общность как источник развития детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольного учреждения
14   Яфальян А.Ф. Межпоколенческий диалог детей со взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения
22   Маралов В.Г. Психологические особенности ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми
31   Курочкина И.Н. Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника
38   Майер А.А. Комбинаторика педагогического взаимодействия
42   Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Как стать партнером?
49   Гражданкина Л.В. Возможности программы «Сообщество» в формировании детско-взрослой общности детского сада
54   Поздеева С.И., Токарева Т.А. Организационно-методическое обеспечение совместной образовательной деятельности педагога и ребенка при подготовке к школе
61   Третьяк А.В. Взаимодействие педагогов с детьми в процессе освоения игр с правилами
68   Макашина Т.Ю. Партнерские отношения «ребенок — взрослый» в творческой деятельности
75   Стреха Е.А. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми в процессе экологического образования
81   Римашевская Л.С., Соболева Т.В. Развитие партнерского взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе подготовки и проведения детских праздников
88   Губанова Н.Ф. Театр как творческое содружество взрослых и детей
94   Андрианова А.В. Развитие замысла в сюжетных рисунках дошкольников
102   Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. Организация партнерской деятельности взрослых и детей в процессе создания портфолио