В теории и практике дошкольного образования существуют различные подходы к организации обучения детей дошкольного возраста математике и определению его содержания. Как правило, математическое развитие понимается как «процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий» (В.В. Абашина), т.е. математическое развитие является результатом усвоения определенной системы знаний. Сама методика обучения детей дошкольного возраста математике до недавнего времени называлась методикой формирования элементарных математических представлений, а обязательное занятие с детьми в детском саду - занятием по развитию (формированию) элементарных математических представлений. Между тем знаниевая парадигма в обучении детей дошкольного возраста математике уступает место развивающей. Математическое развитие все чаще связывается с познавательным и умственным развитием ребенка, а в исследованиях последних лет оно уже понимается как «процесс развития основных свойств и качеств математического стиля мышления» (А.В. Белошистая). Меняются подходы к обучению детей математике, его цели и содержание. Приоритетным оказывается не формирование математических представлений и понятий, а развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребенком математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и личностному развитию. Математика - это не только система знаний, но и мощный инструмент познания, стимулирующий поиск и самостоятельную разработку ребенком способов и средств постижения окружающего мира. Первый номер журнала 2012 г. посвящен проблемам математического развития ребенка дошкольного возраста. Рассматриваются различные подходы к математическому развитию и математическому образованию детей дошкольного возраста, его цели и содержание. Дается характеристика математического стиля мышления ребенка-дошкольника, обозначаются его компоненты и качества. Описываются новые подходы к организации математического развития детей в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Большое внимание уделяется проблеме математического развития дошкольников на основе интегративного подхода: показаны возможности интеграции математического и других направлений и содержательных разделов программы; обозначены проблемы в области внедрения интегративного подхода в практику современного детского сада. Приводятся примеры образовательных ситуаций, игр и проектов, позволяющих осуществлять математическое развитие детей на основе интегративного подхода. Анализируются особенности математической речи детей дошкольного возраста и пути ее развития. Актуализируется проблема корректного использования математических терминов и понятий в работе с дошкольниками. Освещаются некоторые вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе по математическому развитию детей, раскрываются возможности использования в этой работе электронных образовательных ресурсов. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольника | ||
18 | Тупичкина Е.А., Арест М.Я. Нестандартный подход к содержанию математического развития дошкольников | ||
28 | Ломаева М.В. О проблеме корректного использования математических терминов и понятий в работе с дошкольниками | ||
36 | Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений | ||
44 | Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода | ||
64 | Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста | ||
70 | Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста | ||
76 | Цапенко Т.Н. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с вычислительной деятельностью | ||
86 | Репина Г.А. Дидактическая интерпретация теоретико-множественного смысла плоскостных материалов для математического развития детей | ||
96 | Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников | ||
100 | Габова М.А. Электронные образовательные ресурсы в профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования |