Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. Напротив, в новых нормативных документах акцент с непосредственно образовательной деятельности переносится на образовательную деятельность при проведении режимных моментов, что вполне логично. При 12-часовом режиме работы дошкольного учреждения время реализации образовательной программы составляет от 65 до 80 % времени пребывания детей в группах, в зависимости от возраста, из которых примерно 60–68 % приходится на режимные моменты и только 5–12 % — на непосредственно образовательную деятельность. Разница более чем очевидна, между тем многие педагоги по-прежнему основное внимание уделяют непосредственно образовательной деятельности, как раньше занятиям, и недооценивают образовательный потенциал режимных моментов. В образовательной деятельности в режимные моменты решаются задачи формирования общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр.), развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности. Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду, независимо от сезона, события, календаря праздничных и памятных дат. Кроме того, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обусловливает необходимость решения в образовательной деятельности в режимные моменты образовательных задач, связанных с реализацией темы. Очередной номер журнала посвящен планированию и организации образовательной деятельности в режимные моменты. Раскрывается специфика современного подхода к организации образовательной деятельности в режимные моменты, большое внимание уделяется сопровождению ребенка в разные режимные моменты в процессе освоения содержания образовательной программы и организации совместной деятельности взрослого и детей в режиме дня. Определяются варианты соотношения непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимные моменты в рамках реализации комплексно-тематического планирования. Приводятся примеры организации образовательной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса. Обозначаются формы организации образовательной деятельности в режимные моменты в первой и во второй половине дня. Освещаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей при решении образовательных задач в режимные моменты. Представлены примеры годового проектирования различных организационных моментов режима дня (подготовка к прогулке, дежурство, прием пищи, сон и пр.), технологическая карта прогулки и другие практические материалы для педагогов, в том числе методические рекомендации по организации различных видов детской деятельности в режиме дня. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Организация образовательной деятельности в режимные моменты: современные подходы | ||
16 | Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Особенности планирования режимных моментов в образовательном процессе современного детского сада | ||
32 | Хабарова Т.В. Размышления о современном образовательном процессе в дошкольном учреждении | ||
42 | Гатченко Т.Г., Симонова Л.Н., Зерова Е.В. Подходы к проектированию воспитательно-образовательного процесса в условиях организации режимных моментов | ||
54 | Деркунская В.А. Организация образовательной деятельности дошкольников в режимные моменты | ||
62 | Пенькова И.В. Использование режимных моментов для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста | ||
72 | Ривина Е.К., Гутникова М.А., Говедарска С. Традиционные игры в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста | ||
84 | Трубайчук Л.В., Проняева С.В. Организация прогулок с детьми дошкольного возраста в аспекте интеграции образовательных областей | ||
92 | Максимова С.И. Чтение художественной литературы и его организация в детском саду | ||
104 | Майданкина Н.Ю., Шатунова О.Г. Использование потенциала досуговой деятельности в образовательном процессе детского сада |