Детский сад теория и практика № 7/2014. Детский праздник. Развитие ребенка в атмосфере праздника

    Праздник — яркое событие в жизни ребенка, которое дарит положительные эмоции и незабываемые впечатления. Это не просто особенный день в череде будней, наполненный радостью и весельем. Для дошкольника праздник — заключительный аккорд длительного, насыщенного личными смыслами и событиями подготовительного периода и своеобразный рубеж, окончание одного и начало нового отрезка жизни. Еще К.Д. Ушинский обращал внимание на исключительное значение праздника для ребенка, который «считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого».
    Праздники играют особую роль в современном мире и мире детства. Они улучшают психоэмоциональное состояние и настроение, дают ощущение стабильности. Благодаря празднику осуществляется живая передача традиций, приобщение детей к праздничной культуре и разным видам искусства, нормам и правилам поведения. Праздник создает уникальные возможности для развития ребенка в атмосфере психологического комфорта и поддержки, дарит его участникам радость общения и взаимодействия, творчества и сотворчества, раскрепощения и самовыражения, сплачивает детей и взрослых.
    Номер посвящен детским праздникам. Раскрывается значение праздника для ребенка дошкольного возраста, его развивающий потенциал и место в образовательном процессе детского сада. Большое внимание уделяется современному пониманию детского праздника и подходам к его организации. Праздник в детском саду — это не отчетный концерт-утренник с тщательно отрепетированными номерами для родителей и гостей, а увлекательное событие, которое проживается его участниками в атмосфере радости, свободного общения, игры и творчества. Приводятся примеры праздничных мероприятий, иллюстрирующие разные подходы к организации детского праздника с учетом новых задач, стоящих перед дошкольным образованием, и требований к организации образовательной деятельности.
    Характеризуются интерактивные праздники, отличительной особенностью которых является рождающееся «здесь и сейчас» при непосредственном участии детей и родителей действие. Даются рекомендации по разработке сценария интерактивного праздничного мероприятия и выбору форм организации деятельности его участников.
    Рассматриваются вопросы развития инициативы, сотрудничества и сотворчества детей, родителей и педагогов в ходе подготовки и проведения праздничных мероприятий, условия и способы организации праздника как их совместного действия, со-бытия. Представлен опыт реализации творческих проектов, посвященных праздничным дням и памятным датам, продуктом которых является сам праздник, и опыт организации фестиваля театрального семейного творчества. Обоснованы место и значение выставки художественного творчества в структуре детского праздника, сформулированы практические рекомендации по ее подготовке и презентации. Продемонстрированы возможности организации выставки творчества как самостоятельного праздника в детском саду.
    Особое внимание уделяется художественному уровню детских праздников, интеграции разных видов искусства и критериям отбора художественных произведений для праздничных мероприятий.
    Осмысляется историко-педагогический опыт организации и проведения праздников в детских садах дореволюционной и Советской России 1910–1930-х гг.
    Выделяются характерные особенности детской праздничной культуры Германии и Японии, приводятся примеры организации и проведения традиционных праздников в немецких и японских детских садах.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 7/2014
    "Детский праздник. Развитие ребенка в атмосфере праздника"

    5   К читателям
    6   Тимофеева Л.Л. Интерактивные праздники в детском саду
    16   Галянт И.Г. Развитие креативности детей дошкольного возраста в процессе праздника
    22   Морозова Е.Л., Воронина Е.Б. Развитие творческой активности и инициативы детей в процессе подготовки и проведения праздника
    28   Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Литературные праздники в детском саду
    38   Пекло Л.А. Организация фестиваля театрального семейного творчества в детском саду
    42   Лыкова И.А. Выставка творчества в атмосфере праздника
    54   Зубачевская Н.А. Музыкальная составляющая детского праздника
    62   Абрамова Н.В. Влияние репертуара на общий эстетический и культурный уровень детских праздников
    66   Гончарова О.В. Праздник как средство социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
    70   Голикова С.В. Первый демократичный детский праздник: детсадовская елка в России сто лет назад
    80   Захарищева М.А., Бреннер Д.А., Куликова Т.С. Новые советские праздники как форма ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20–30-е годы ХХ века
    90   Корепанова И.А. Праздник в детском саду: опыт Германии
    104   Кириченко М.А. Праздники в японском детском саду

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370