Детский сад теория и практика № 8/2014. Формирование основ культуры питания у детей дошкольного возраста

Печать
Правильное питание — одно из важнейших условий сохранения здоровья ребенка, его нормального роста и развития. Не случайно вопросам организации питания детей уделяется такое большое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. При этом важно не только обеспечить полноценное сбалансированное питание, но и научить детей правильно питаться: осознанно подходить к выбору полезных блюд и здорового питания, следовать правилам столового этикета, проявлять интерес к национальным кулинарным традициям и обычаям питания.
Номер посвящен формированию основ культуры питания у детей дошкольного возраста. Рассматриваются подходы к пониманию культуры питания и соотношение понятий «культура питания» и «здоровый образ жизни». Характеризуются пищевые предпочтения современных дошкольников и основные принципы правильного питания. Обозначаются содержание и особенности формирования основ культуры питания у детей дошкольного возраста.
Представлены теоретические основы и модель формирования у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни, раскрываются содержание каждого компонента модели и условия формирования у ребенка представлений о рациональном питании.
Большое внимание уделяется организации питания детей дошкольного возраста. Анализируется опыт создания в детском саду кафе как среды развития навыков культуры питания, продемонстрированы возможности организации питания детей разных возрастных групп по системе заказного меню. Изложены подходы к обеспечению эмоционального благополучия воспитанников детского сада посредством психологически комфортной организации приема пищи. Описываются психотехнические и психолого-педагогические условия обеспечения психологически комфортного состояния детей во время еды.
Раскрывается значение столового этикета и эстетики питания для комфортного приема пищи, социализации, формирования опыта культурного поведения и общего развития детей дошкольного возраста, а также эстетизации быта в детском саду. Рассматриваются вопросы обучения детей правилам столового этикета. Предлагаются пути приобщения дошкольников к кулинарному дизайну в процессе разных видов художественного творчества.
Обозначаются актуальные проблемы повышения профессиональных компетенций воспитателей в области организации питания детей дошкольного возраста. Представлен проект программы опережающей квалификационной подготовки на базе дошкольной образовательной организации «Психолого-педагогические основы организации питания детей».
Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями в вопросах питания ребенка. Даются рекомендации по профилактике возникновения негативных проявлений пищевой зависимости в дошкольном возрасте, предлагается программа заседаний клуба «Семь-Я», направленных на расширение представлений участников образовательного процесса о культуре питания и активизацию работы по формированию ее основ у детей дошкольного возраста в семье.
Осмысляется немецкий и японский опыт формирования основ культуры питания у дошкольников. Приводятся примеры организации питания детей в детских садах Германии и Японии, раскрывается феномен сёкуику — воспитания через культуру питания в японском обществе и детском саду.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 8/2014
"Формирование основ культуры питания у детей дошкольного возраста"

5   К читателям
6   Капустина Н.Г. Проблемы культуры питания в дошкольном возрасте и пути их решения
12   Грядкина Т.С. Формирование пищевых предпочтений у современных дошкольников
22   Макеева А.Г. Формирование основ культуры питания у дошкольников
28   Ошкина А.А. Формирование у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни
36   Алямовская В.Г. Как психологически комфортно организовать прием пищи детей
42   Курочкина И.Н. Обучение детей правилам столового этикета
48   Воробьева Н.В. Кафе в детском саду как условие воспитания культуры еды
54   Лыкова И.А., Шипунова В.А. Эстетика питания и кулинарный дизайн в детском саду
82   Бякова Н.В. Использование активных форм работы с родителями в процессе формирования основ культуры питания у дошкольников
88   Петрова С.Н. Организация питания в детском саду: контекст опережающей квалификационной подготовки
96   Корепанова И.А. Культура питания в детских садах Германии
104   Кириченко М.А. Воспитание через культуру питания в японском детском саду