Детский сад теория и практика № 9/2014. Дошкольник и медиа: проблемы и перспективы взаимодействия

Печать
Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа: телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, периодикой, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.
Номер посвящен проблемам взаимодействия детей дошкольного возраста с медиа. Характеризуются особенности информационной среды современных дошкольников, анализируются их медийные предпочтения.
Большое внимание уделяется влиянию медиа на физическое, душевное, духовное здоровье и развитие ребенка-дошкольника, его социализацию. Приводятся результаты отечественных и зарубежных исследований о влиянии медиа на детей дошкольного возраста, осмысляются позитивные и негативные последствия вовлечения ребенка в процесс массовых коммуникаций.
Обозначаются ключевые проблемы взаимодействия дошкольников с медиа. Пристальное внимание уделяется вопросам их информационной безопасности. Описываются подходы к сохранению здоровья и развитию детей дошкольного возраста во взаимодействии с медиа. Намечаются пути освоения медиамира. Подчеркивается важность формирования информационной культуры и медиаграмотности как основы эффективного взаимодействия ребенка с медиа. Выделяются критерии медиаграмотности и роль медиаобразования в ее формировании.
Приводится экскурс в историю медиаобразования, раскрываются его цели, задачи, ключевые понятия. Обосновывается необходимость и возможность введения медиаобразования в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Дается краткий обзор практического опыта в этой области. Осмысляется феномен готовности педагогов к медиаобразованию и формированию медиаграмотности дошкольников.
Рассматривается медиаобразовательный потенциал наиболее актуальных для детей дошкольного возраста медиа, прежде всего экранных. Характеризуются особенности восприятия и понимания детьми мультфильмов. Излагаются подходы к формированию зрительской культуры у старших дошкольников в процессе приобщения к искусству мультипликации.
Отмечается возрастающее значение интерактивных медиа в современном мире. Раскрываются возможности и направления использования развивающих компьютерных игр и интернет-ресурсов в образовательном процессе дошкольного учреждения, приводятся примеры организации деятельности детей с материалами сайтов и приемы ее сопровождения. Прокомментированы требования к детским сайтам. Представлен онлайн-гид по полезным и безопасным веб-ресурсам Рунета для детей и подростков «Веб-ландия. Страна лучших детских ресурсов». Дается обзор социальных сетевых ресурсов для дошкольников. Обсуждаются варианты самопредставления ребенка и детской группы в медиапространстве.
Подчеркивается роль родителей в регулировании процесса взаимодействия детей с медиа и важность социального партнерства детского сада и семьи при формировании медиакомпетентности дошкольников.
Осмысляется финский опыт подготовки детей дошкольного возраста к жизни в информационном обществе. Рассматриваются организационные, теоретические и практические аспекты реализации медиаобразования в детских дошкольных учреждениях Финляндии, приводятся примеры медиаобразовательных проектов и заданий.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 9/2014
"Дошкольник и медиа: проблемы и перспективы взаимодействия"

5   К читателям
6   Ле-ван Т.Н. Медиакомпетентность и здоровье ребенка в ракурсе дошкольного образования
16   Сибирева М.Ю. Социализация ребенка в век технологий
26   Пасторова А.Ю., Ситникова Н.А., Кошелева А.Н. Особенности информационной среды современных дошкольников
32   Коннова В.В., Пыткова М.Ю., Рычагова Е.С. Медиа в воспитании языковой личности дошкольника
46   Мыгаль М.С. Детский телевизионный контент и информационная безопасность дошкольников
58   Куниченко О.В. Мультипликационный фильм в системе средств медиаобразования дошкольников
68   Олейник Н.В., Тупичкина Е.А. Психолого-педагогические основы формирования зрительской культуры у детей старшего дошкольного возраста
76   Вербенец А.М. Детские сайты: требования и возможности использования в развитии дошкольников
94   Колосова Е.А. Веб-ландия идет в детский сад
100   Челышева И.В. Сетевые интернет-ресурсы и проблемы кибербезопасности дошкольников
106   Печинкина О.В. Медиаобразование дошкольников в Финляндии