Детский сад теория и практика № 5/2015. Культурные практики в образовательном процессе детского сада

Печать
С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в обиход педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные практики», который и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности, специфики культурных практик ребенка-дошкольника, особенностей их проектирования, сопровождения и поддержки в образовательном процессе детского сада.
Термин «культурные практики» широко используется в работах Н.Б. Крыловой. С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики — это обычные для ребенка «(привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми»; а также «апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов».
Номер посвящен культурным практикам дошкольников в образовательном пространстве современного детского сада. Поднимается проблема взаимосвязи культуры и образования. Содержание понятия «культурные практики» раскрывается диалогично с позиций двух направлений культурологического подхода — культурологии образования и педагогической культурологии. Выделяются виды культурных практик детей дошкольного возраста, подчеркивается их интегративная сущность.
Особое внимание уделяется анализу культурных практик в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рассматриваются роль и значение культурных практик в обогащении культурного опыта, развитии самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника.
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Определяются формы их организации и условия реализации, особенности сопровождения и поддержки в образовательном пространстве детского сада.
Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена педагогической культурой воспитывающего взрослого, который не транслирует готовые знания, а организует пространство саморазвития ребенка, поддерживает и стимулирует детские интересы, создает «события влияния» и ситуации, побуждающие его к свободному выбору, творческой самостоятельности, осуществлению культурных форм активности и «открытию себя» в различных видах деятельности. Раскрывается особая роль со-бытийной общности детей и взрослых в освоении культурных практик дошкольниками. Даются рекомендации по проектированию «событий влияния» и ситуаций выбора в детском саду. Приводятся примеры, демонстрирующие возможность организации образовательного процесса с детьми на основе культурных практик.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 5/2015
"Культурные практики в образовательном процессе детского сада"

5   К читателям
6   Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки
18   Теплова А.Б. Культурные практики детства
24   Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада
30   Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников
38   Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада
48   Голикова С.В. Игры в детских дошкольных учреждениях дореволюционного Урала
58   Абраменкова В.В. Игровые практики как модели обеспечения безопасного развития ребенка
68   Костюхина М.С. Культура детской настольной игры
76   Вербенец А.М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: феномен, особенности, приемы поддержки
92   Горина Л.В. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики
100   Нефедова Л.К. Антропологические вопросы И. Канта и приобщение ребенка к художественной практике
108   Новикова Е.Б. Опыт включения дошкольников в культурную практику импровизации