Детский сад теория и практика № 9/2015. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Печать
Стремление к исследованию окружающего мира — естественная потребность ребенка. В дошкольном возрасте он совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания. Актуальной задачей дошкольного образования является поддержка исследовательской активности ребенка-дошкольника, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром.
Исследовательская активность детей дошкольного возраста реализуется в познавательно-исследовательской деятельности — «исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними».
Номер посвящен познавательноисследовательской деятельности дошкольников. Раскрываются ее развивающий потенциал, сущность и специфика. Рассматриваются теоретические и практические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, возможности и разные варианты ее включения в образовательный процесс детского сада.
Выделяются формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Ключевое внимание уделяется детскому экспериментированию как деятельности, направленной на самостоятельное исследование и преобразование ребенком-дошкольником объектов окружающего мира. Анализируются современные подходы к организации детского экспериментирования, обозначаются его содержание и условия успешной реализации в дошкольной образовательной организации.
Показана специфика организации исследования детьми мира предметов. Описывается алгоритм организации процесса исследования вещей в контексте культуры, ориентированный на развитие у дошкольников умения «общаться» с предметами рукотворного мира, раскрывать их секреты.
Большое внимание уделяется исследовательской активности детей дошкольного возраста, ее поддержке и развитию. С позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обосновываются и раскрываются общие подходы к педагогическому сопровождению развития исследовательской активности дошкольников в детском саду: этапы, принципы, особенности взаимодействия педагога и детей.
Характеризуется своеобразие исследовательской активности старших дошкольников в процессе восприятия искусства и собственной изобразительной деятельности, определяются педагогические условия, методы и приемы поддержки детского поиска в процессе освоения изобразительного искусства.
Освещаются вопросы развития поисковой ориентировочно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в сфере языка и речи.
Приводятся примеры познавательно-исследовательских проектов, образовательных ситуаций, наблюдений, опытов и экспериментов для детей разных возрастных групп.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 9/2015
"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"

5   К читателям
6   Полякова М.Н. Освоение средств и способов познания как центральная задача познавательного развития дошкольников
18   Семенова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно- исследовательскую деятельность
24   Бабаева Т.И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду
36   Родина Н.М., Трифонова Е.В. Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как механизма амплификации детского развития
46   Тимофеева Л.Л. Современные подходы к организации детского экспериментирования
62   Белошистая А.В., Богданец Т.П. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольника
70   Нилова Т.М., Шейко Н.Г. Вещи и их секреты: организация процесса исследования дошкольниками мира предметов
80   Вербенец А.М. Поддержка исследовательской активности старших дошкольников в процессе освоения изобразительного искусства
100   Петухова О.А. Экспериментирование в изобразительной деятельности
106   Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Развитие спонтанной ориентировочно-исследовательской активности детей в сфере языка и речи