Детский сад теория и практика № 10/2015. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада

Печать
Качество дошкольного образования во многом определяется качеством созданных образовательных условий, важнейшим из которых является предметно-пространственная среда детского сада. Грамотно организованная предметно-пространственная среда — один из основных источников и условие обогащения субъектного опыта дошкольника, его саморазвития и самореализации. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальность проблемы организации содержательной и функциональной предметно-пространственной среды детского сада значительно возросла. Стандарт рассматривает ее как необходимое условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования и нацеливает педагогов на создание оригинальной предметно-пространственной среды, соответствующей реализуемой в дошкольной образовательной организации программе.
Номер посвящен вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Раскрываются развивающий потенциал предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и требования к ее организации (содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность и др.). Большое внимание уделяется вопросам организации среды в дошкольных группах. Описываются типичные недостатки в организации предметно-пространственной среды в группе детского сада и способы их устранения. Даются советы воспитателям по организации развивающей среды группы с учетом требований стандарта.
Представлен опыт организации предметно-пространственной среды дошкольной организации как условия реализации образовательной программы. Характеризуется модель целостной предметно-пространственной среды детского сада, ориентированной на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Обсуждается психолого-педагогический потенциал детской площадки как важного элемента развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Раскрываются принципы проектирования территории детского сада, даются рекомендации по проектированию детских площадок, основанные на обобщении отечественного и зарубежного опыта.
Анализируются международные практики проектирования среды для дошкольного образования. Приводятся примеры организации предметно-пространственной среды детских садов разных стран, значимые с точки зрения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Рассматриваются теоретические аспекты проектирования образовательной среды в дошкольной образовательной организации, особое внимание уделяется педагогическому проектированию как технологии. Освещаются вопросы подготовки студентов бакалавриата к проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 10/2015
"Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада"

5   К читателям
6   Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю
20   Яфальян А.Ф. Проектирование образовательной среды в дошкольной образовательной организации
30   Карпова Л.М., Нефёдова Л.К. Пространственно-временной континуум как основа познания мира современным дошкольником
38   Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду
56   Вербенец А.М. Возможности создания мини-музея познавательной направленности в современном детском саду
74   Кильдышева И.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы)
82   Сергеева Г.В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования
92   Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические принципы проектирования детской площадки на территории детского сада
102   Анохина Н.Ф. Современные требования к кабинету заведующего детским садом
106   Платохина Н.А., Дудникова С.А. Подготовка студентов бакалавриата к проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада