Детский сад теория и практика № 11/2015. Практика взаимодействия детского сада и семьи

Печать
Детский сад и семья — важнейшие социальные институты, участвующие в формировании личности ребенка. Проблема их взаимодействия была поставлена с момента открытия первых детских садов и традиционно осознавалась в теории и практике отечественного дошкольного образования как актуальная. Перемены в обществе, семейной и образовательной политике государства накладывали отпечаток на характер отношений педагогов и родителей, меняли концептуальные подходы к организации работы детского сада с семьей, но не снимали необходимости решать вопросы их взаимодействия.
Сегодня отношения дошкольной образовательной организации и семьи рассматриваются как отношения социального партнерства. Сотрудничество детского сада с семьей — один из основных принципов дошкольного образования. Педагоги ориентируются на повышение открытости образовательной организации и конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников как равноправными участниками образовательных отношений, на поддержку их инициативы и активности через вовлечение в управление образовательным процессом и непосредственно в образовательную деятельность.
Номер посвящен практике взаимодействия детского сада и семьи. Обозначаются основные идеи новой философии взаимодействия этих социальных институтов. Раскрываются сущность и специфика партнерских отношений педагогов с родителями дошкольников, определяются условия их эффективности.
Анализируются образовательные потребности, запросы и ожидания современных родителей, их отношение к детскому саду и готовность к деловому партнерству с педагогами. Рассматриваются вопросы развития сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, в том числе проблемы и перспективы обеспечения открытости дошкольного образования: вовлечения родителей в образовательный процесс и привлечения родительской общественности к управлению образовательной организацией.
Большое внимание уделяется формам взаимодействия педагогов с родителями как равноправными участниками образовательных отношений. Показана значимость использования в работе с семьей интерактивных форм взаимодействия, выделяются их особенности. Даются рекомендации по организации дискуссий, семейных гостиных, клубов, проектов, игр и других интерактивных форм взаимодействия педагогов с родителями. Демонстрируются возможности социально-коммуникативных технологий в развитии социального партнерства детского сада и семьи.
Осмысляется историко-педагогический опыт взаимодействия организаторов детских дошкольных учреждений с родителями воспитанников на рубеже XIX–XX в. Анализируется опыт дошкольных учреждений Японии и США в этой области. Описываются формы взаимодействия с семьей. Раскрывается роль воспитателей в развитии партнерских отношений с родителями. Приводятся примеры их участия в жизни японского и американского детского сада.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 11/2015
"Практика взаимодействия детского сада и семьи"

5   К читателям
6   Деркунская В.А. Создание модели эффективного партнерства семьи и детского сада: от диагностики к проектированию
18   Давыдова О.И. Использование ресурсных карт в работе с родителями дошкольников
26   Березина Т.А. Интерактивные формы взаимодействия педагогов с родителями
36   Рыбак Е.В. Социально-коммуникативные технологии в практике взаимодействия педагогов и родителей
46   Орлов А.О. Практико-ориентированные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями в детском саду
54   Зверева О.Л. Пути реализации потребности в общении у детей в семье
60   Крулехт М.В. Содействие родителям старших дошкольников в организации содержательного семейного досуга
72   Яруллина Е.Х., Ваничкова А.Г., Яруллина Д.Г. Как пробудить родителей к активному сотрудничеству
82   Голикова С.В. Отношение родителей к организации и открытию на Урале детских дошкольных учреждений на рубеже XIX–XX в.
94   Кириченко М.А. Японский детский сад: растим детей вместе
108   Макарова Т.Е. Опыт взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях США