Детский сад теория и практика № 4/2016. Поддержка разнообразия детства

Печать
Поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности — одна из ключевых идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. При этом самоценность детства трактуется как «понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду», а разнообразие детства — как «многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями». Поддержка разнообразия детства — создание в детских садах условий, которые отвечали бы реальным потребностям детей и их родителей.
Номер посвящен поддержке разнообразия детства в дошкольной образовательной организации. Рассматриваются особенности педагогической поддержки развития детей на основе требований стандарта. Большое внимание уделяется поддержке разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, интересов, образовательных потребностей воспитанников и их семей, что способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию, сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.
Освещаются вопросы изучения и развития детской индивидуальности в образовательном пространстве детского сада. Даются советы по разработке вариативного образовательного маршрута как инструмента поддержки разнообразия детства. Рассматриваются ресурсы игры и совместной продуктивной деятельности для развития детской индивидуальности.
Подчеркивается роль детских интересов в становлении ребенка как личности и субъекта образовательного процесса. Описываются методики изучения интересов детей дошкольного возраста и формы организации образовательного процесса в детском саду, ориентированные на их поддержку и развитие.
Раскрываются возможности системы дополнительного образования детей дошкольного возраста в поддержке разнообразия детства, развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Представлен опыт реализации принципа поддержки разнообразия детства в процессе формирования музыкального культуротворчества в детском саду и музыкальной школе, осмысляются перспективы взаимодействия педагогов детского сада и учителей музыки в пропедевтике музыкального образования одаренных, талантливых и способных дошкольников.
Затрагиваются вопросы развития инклюзивного образования в массовой практике и институциональной поддержки дошкольного образования детей-аллергиков.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 4/2016
"Поддержка разнообразия детства"

5   К читателям
6   Лыкова И.А. Многообразие детства в эпоху стандартов: миф или реальность?
24   Лебедева С.А. Педагогическая поддержка разнообразия детства
30   Акулова О.В., Ивченко Т.А., Петрова Е.А. Вариативный образовательный маршрут как форма поддержки разнообразия детства в дошкольной образовательной организации
46   Ивченко Т.А., Садкова З.И. Поддержка детских интересов в дошкольной образовательной организации
58   Сибиркина Е.Н. Роль дополнительного образования в сохранении разнообразия детства
64   Нефёдова Л.К., Новикова Е.Б. Принцип поддержки разнообразия детства и формирование музыкальной культуры
76   Алиева Т.И., Урадовских Г.В. Совместная продуктивная деятельность — пространство развития индивидуальности
86   Смирнова И.А. Организация деятельности дошкольников в группах комбинированного вида
94   Савинская О.Б. Необходимость институциональной поддержки дошкольного образования детей-аллергиков
102   Гусева Ю.Е. Образовательные программы гендерной и псевдогендерной направленности: поддержка разнообразия и однообразия детства