Детский сад теория и практика № 9/2016. Открытая образовательная среда детского сада

Печать
Открытость образовательной среды детского сада — мощный источник развития организации, средство расширения его образовательного пространства и круга социальных партнеров, условие обеспечения доступности и качества дошкольного образования. Номер посвящен вопросам создания открытой образовательной среды детского сада. Раскрывается содержание понятий «открытая образовательная среда» и «открытое образовательное пространство». Обоснованы возможность и целесообразность создания открытой образовательной среды детского сада, выделены проблемы и потенциальные риски повышения открытости дошкольной образовательной организации миру. Показано своеобразие открытой образовательной среды детского сада, рассматриваются направления ее создания.
Представлен алгоритм проектирования открытой образовательной среды детского сада, приводятся примеры концепт-идей (тем), на основе которых она может быть создана. Характеризуются структурные компоненты образовательной среды: предметно-пространственный, социальный и содержательно-методический. Предлагаются варианты раскрытия некоторых концепт-идей в ходе их проектирования.
Подчеркивается важность информационной составляющей открытой образовательной среды детского сада: открытых и общедоступных информационных ресурсов (официального сайта, виртуального методического кабинета, сетевых объединений и блогов педагогов), рекламно-представительской продукции и др. Затрагиваются вопросы формирования медиаобраза дошкольной образовательной организации, характеризуются сложности и направления продвижения детского сада в средствах массовой информации. Даются рекомендации по подготовке материалов для сайта дошкольной организации и массмедиа.
Большое внимание в контексте заявленной темы уделяется обогащению образовательной среды современного детского сада и расширению его образовательного пространства, интегрированию внутренних и внешних образовательных ресурсов. Рассматриваются возможности включения в образовательное пространство дошкольной образовательной организации городской социокультурной среды, раскрывается ее педагогический потенциал и организационно-педагогические условия обучения, воспитания и развития детей в пространстве родного города.
Обобщается опыт взаимодействия детского сада с социальными партнерами, намечаются пути развития партнерских отношений с различными организациями и учреждениями социума, способствующих обогащению образовательного процесса и повышению качества дошкольного образования.
Приводятся примеры вовлечения родителей воспитанников в управление образовательным процессом и непосредственно в образовательную деятельность. Особое внимание уделяется общественной экспертизе качества образования. Описываются этапы и формы обогащения культуры оценивания родительским сообществом качества дошкольного образования. Показана специфика работы детского сада с родителями воспитанников за рубежом.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 9/2016
"Открытая образовательная среда детского сада"

5   К читателям
6   Вербенец А.М. Открытая образовательная среда детского сада: направления создания и риски
20   Вербенец А.М. Медиапредставленность дошкольной образовательной организации как показатель открытой образовательной среды
30   Шейко Н.Г. Детский сад с видом на город: к вопросу о границах образовательного пространства
40   Антонова Т.С., Еременко С.В., Родина Н.М. Расширение образовательного пространства современного детского сада
54   Яруллина Е.Х., Яруллина Д.Г. Путешествие по детскому саду и родному городу
64   Аксеновская Л.И., Елисеева Ф.И., Пархоменко О.Н. Взаимодействие детского сада с медицинским колледжем
74   Попова Л.Ю., Затеева Е.В. Детский сад как открытое образовательное пространство этнокультурной направленности
82   Протасова Е.Ю. Работа с родителями за рубежом
94   Езопова С.А. Обогащение культуры оценивания родителями качества дошкольного образования
106   Удова О.В., Бичан Н.А. Создаем образовательную среду детского сада вместе с попечительским советом