Детский сад теория и практика № 10/2016. Оценка качества дошкольного образования

Печать
Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия — одна из основных задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. В дошкольном образовании эта задача приобрела особую актуальность с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который содержит ряд принципиально новых положений, касающихся оценки качества дошкольного уровня образования. Сегодня эффективность работы дошкольной образовательной организации определяется не по достижениям воспитанников или результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, а качеству условий ее реализации: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, а также развивающей предметно-пространственной среды, т.е. «оценивается не ребенок, а условия, созданные для его развития» (А.Г. Асмолов).
Номер посвящен проблеме оценки качества дошкольного образования. Представлен ретроспективный анализ становления категории «качество», обосновано ее место в современном педагогическом тезаурусе. Рассматриваются различные подходы к оценке качества дошкольного образования. Большое внимание уделяется особенностям оценивания качества дошкольного образования в соответствии с требованиями стандарта и разработке новых механизмов его оценки. Приводится описание моделей и инструментов оценки качества дошкольного образования.
Особое внимание уделяется внутренней оценке качества образования в дошкольной образовательной организации, в том числе мониторингу условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования и результатов ее освоения детьми. Раскрывается роль педагогической диагностики в оценке эффективности образовательной деятельности с дошкольниками и ее дальнейшем планировании. Освещаются вопросы проведения педагогической диагностики развития детей дошкольного возраста: сложности и противоречия, инструментарий и способы фиксации показателей развития, подходы к трактовке и аналитике полученных результатов, варианты их использования.
Анализируется практика развивающей оценки качества дошкольного образования. Осмысляются проблемы и перспективы развивающей оценки качества дошкольного образования с использованием международной шкалы оценки среды в дошкольных организациях ECERS-R. Представлен опыт применения Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях в региональном (московском) и федеральном проектах.
Рассматриваются вопросы становления общественной экспертизы в развивающейся системе оценки качества дошкольного образования. Раскрывается роль семьи и родительского сообщества в формировании системы общественной экспертизы качества дошкольного образования.
Обосновывается необходимость создания системы обеспечения и контроля качества дошкольного образования.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 10/2016
"Оценка качества дошкольного образования"

5   К читателям
6   Лыкова И.А. Категория «качество» от Аристотеля до Федерального государственного образовательного стандарта
16   Богуславская Т.Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования
28   Васюкова Н.Е., Родина Н.М., Трифонова Е.В. К вопросу о механизме оценки качества дошкольного образования
40   Будже Т.А. Педагогическая диагностика как инструмент моделирования и оценки эффективности образовательной деятельности с дошкольниками
50   Ле-ван Т.Н. Развивающая оценка качества дошкольного образования с использованием международных шкал комплексной оценки ECERS: проблемы и перспективы
66   Руднева А.А. Роль семьи и родительского сообщества в формировании системы общественной экспертизы качества дошкольного образования
76   Белошистая А.В. Система обеспечения и контроля качества дошкольного образования как единая методическая проблема
92   Робский В.В. Проблема формирования смысла деятельности воспитателя детского сада в современных условиях
106   Лепе П.Л., Никитина Т.А. Типичные ошибки при разработке основных образовательных программ дошкольного образования в рамках современных требований