Детский сад теория и практика № 11/2016. Профессиональный стандарт педагога: подготовка к применению

Новые образовательные запросы семьи, общества и государства требуют от педагога овладения новыми профессиональными компетенциями. Утвержденный в 2013 г. профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» конкретизировал требования к квалификации педагога, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей. Поскольку профессиональный стандарт должен стать реально действующим инструментом повышения качества работы педагогов, ориентиром для подготовки, переподготовки, дифференцированной оценки квалификации педагогических работников и разработки системы оплаты труда, возникают сложности с его внедрением. В настоящее время готовится переход на уровневый профессиональный стандарт педагога, полномасштабное введение которого планируется в 2019 г. Разработчики новой версии стандарта создают условия для «горизонтального карьерного роста» педагогов. Осуществляется общественное обсуждение модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников. На следующем этапе на обсуждение профессионального сообщества будет вынесен проект конкретных трудовых действий.
Номер посвящен профессиональному стандарту педагога и вопросам подготовки дошкольных образовательных организаций к его применению. Обозначаются трудности и проблемы, связанные с разработкой и внедрением профессионального стандарта педагога в практику работы детских садов.
Представлена вынесенная на общественное обсуждение модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников, предполагающая введение трех уровней соответствия занимаемой должности: учитель, старший учитель, ведущий учитель (для системы дошкольного образования — воспитатель). Приводится описание трудовых функций, входящих в уровневый профессиональный стандарт педагога, и таблица соответствия должностей и трудовых функций уровневого профессионального стандарта педагога.
Рассматривается специфика перехода дошкольных образовательных организаций на реализацию профессиональных стандартов педагогических работников, даются рекомендации по планированию данного процесса, приводится примерный план подготовки дошкольной образовательной организации к применению профессиональных стандартов педагогических работников.
Большое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций в контексте требований профессионального стандарта. Раскрываются различные аспекты модернизации педагогического образования, системы повышения квалификации и методической работы в детском саду. Представлен опыт Японии: анализируются современные требования к воспитателю детского сада, особенности его подготовки, введения в профессию и мотивирования на постоянное самосовершенствование.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 11/2016
"Профессиональный стандарт педагога: подготовка к применению"

5   К читателям
6   Нефёдова Л.К. От нормы отношения к детям в истории культуры к профессиональному стандарту педагога
14   Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Проблемы внедрения профессионального стандарта педагога в практику работы дошкольной образовательной организации
22   Багаутдинова С.Ф. Планирование перехода дошкольной образовательной организации на реализацию профессиональных стандартов
34   Грязнова Е.С., Багаутдинова С.Ф. Макет внутреннего профессионального стандарта педагога дошкольной образовательной организации
40   Новицкая В.А., Новиков М.С. Персонифицированная модель повышения квалификации: новые возможности для педагога дошкольного образования
58   Петрова С.Н. Проблемы подготовки педагога дошкольного образования к прохождению курсов повышения квалификации
72   Яруллина Д.Г. Детский сад — стажировочная площадка
76   Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Информационно-методическая поддержка педагогов в процессе проектирования образовательной программы
86   Семенака С.И., Данилкова Е.В., Кривенко Е.Е. Формирование профессиональной компетенции саморазвития как условие повышения квалификации педагога в условиях сельского социума
94   Лашкова Л.Л. Профессиональный стандарт как ориентир в профессиональной подготовке бакалавров профиля «Дошкольное образование»
100   Кириченко М.А. Воспитатель японского детского сада: квалификационные требования, профессиональная подготовка и повышение квалификации
© Эдисьон Пресс 2017
Продвижение и раскрутка сайтов в http://www.seop.ru/ недорого.