Развитие экологической культуры детей и взрослых, ценностного отношения к природе, готовности и умения правильно взаимодействовать с ней — одна из важнейших задач современности. 2017 год объявлен в России Годом экологии. Экологическое образование рассматривается как основа устойчивого развития человечества, а дошкольное образование — как первая ступень системы непрерывного экологического образования. Номер посвящен экологическому образованию детей дошкольного возраста. Раскрывается концепция зеленого (экологического) детского сада, показана его специфика и роль в улучшении качества окружающей среды и пропаганде идей устойчивого развития. Представлен обзор зеленых детских садов в разных странах, анализируется ситуация с организацией зеленых детских садов в России. Приводится краткое описание «Экологического паспорта детского сада» как основы превращения дошкольной образовательной организации в зеленый детский сад. Характеризуются особенности реализации экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе, намечаются пути приближения детей к природе и пути приближения природы к детям в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделяется созданию эколого-развивающей среды детского сада и включению ее объектов в педагогический процесс. Рассматривается специфика экологически ориентированной деятельности дошкольников и подходы к ее организации в детском саду. Раскрывается свое об разие трудовой и познавательно-исследовательской деятельности детей с точки зрения накопления опыта помогающего поведения и гуманного отношения к природе. В свете современных идей переосмысливаются возможности использования моделей и моделирования в активизации интереса дошкольников к миру растений. Показан потенциал проектной деятельности в формировании у детей дошкольного возраста системы знаний о природе и опыта экологически ориентированного поведения. Приводятся примеры проектов экологической направленности. Актуализируется значимость для ребенка-дошкольника единства естественнонаучного и эстетического познания природы, даются рекомендации по развитию эстетического восприятия, эстетической оценки и творчества детей при организации общения с природой. Рассматриваются возможности использования литературных и художественных произведений для формирования у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Представлен новый взгляд на конструирование из природного материала, описываются особенности экопластики и ее место в образовательном пространстве детского сада, даются советы по сбору, хранению и подготовке природного материала к работе, проектированию художественной деятельности дошкольников и организации выставки детского творчества. Осмысляется практика экологического воспитания в немецких детских садах, большое внимание уделяется формированию у детей ответственного отношения к природе и ее ресурсам. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Рыжова Н.А. Зеленый детский сад: мыслить глобально — действовать локально! | ||
18 | Головина О.А. Роль экологического образования в разностороннем развитии детей | ||
28 | Никонова Н.О, Ивченко Т.А. Способы организации экологически ориентированной деятельности дошкольников в детском саду | ||
42 | Николаева С.Н. Развитие экологической культуры дошкольников в процессе литературно-изобразительной деятельности | ||
54 | Клюева Е.В. Красота растительного мира как средство воспитания дошкольников | ||
60 | Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений посредством моделирования | ||
72 | Гримовская Л.М. Экологические проекты в детском саду | ||
80 | Гудилина С.И., Заусаева Н.В., Майор М.Н. Медиаобразовательная деятельность дошкольников по экологической тематике | ||
86 | Лыкова И.А. Экопластика в детском саду: от концепции к практике | ||
104 | Корепанова-Котляр И.А. Практика экологического воспитания в детских садах Германии |