Творчество — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, — писал Л.С. Выготский, — легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». При этом все равно, подчеркивал ученый, будет ли это новое «какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Номер посвящен творчеству детей дошкольного возраста. Рассматривается феномен детского творчества, раскрываются его сущность и особенности. Подчеркивается значимость творчества для развития личности ребенка-дошкольника, его самовыражения и самореализации. Особое внимание уделяется смыслообразованию и адресности творчества детей, субъективной ценности его продуктов. В творческой деятельности ребенок стремится создать собственные смыслы и выразить их в продуктах деятельности, построить диалог с другими людьми, миром, найти в нем свое место, хочет быть услышанным и понятым. Представлена программа «САД ДЕТСТВА», ориентированная на вхождение ребенка в культуру и предполагающая активное внедрение в систему обучения и воспитания дошкольников многообразия видов творческой деятельности, поддержку и развитие их творческой активности. Большое внимание уделяется художественному творчеству детей дошкольного возраста. Прослеживается динамика развития изобразительного творчества ребенка, раскрывается специфика работы с детьми в разные периоды дошкольного детства и роль педагога в процессе формирования детского изобразительного творчества. Рассматриваются вопросы развития творчества детей в изобразительной деятельности средствами формирования графических навыков и умений, развития восприятия и образных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, знакомства с искусством. Подчеркивается значимость интеграции видов изобразительной деятельности в обогащении изобразительного творчества ребенка. Демонстрируются возможности развития творческой активности детей в процессе экспериментирования с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками. Описывается опыт использования кинетического песка в работе с дошкольниками. Раскрывается потенциал фрактального рисования в развитии воображения и творческой активности детей в изобразительной деятельности. Рассматриваются особенности дизайн-опыта современных дошкольников и своеобразие проявлений детского творчества в дизайне; выделяются условия поддержки творчества детей дошкольного возраста в дизайн-деятельности. Анализируются функции воображения в построении образа социальной ситуации развития на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту и включении в нее ребенка. Характеризуются две модели школьной готовности — адаптивная и креативная (творческая). Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Савенкова Л.Г., Школяр Л.В. Не ДЕТСКИЙ САД, а САД ДЕТСТВА — новый взгляд на дошкольное образование и воспитание | ||
18 | Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность | ||
36 | Комарова Т.С. Развитие художественного творчества дошкольников | ||
54 | Казакова Т.Г., Воробьева И.Н. Изобразительное творчество и ребенок | ||
74 | Тупичкина Е.А. Методика использования фрактального рисования в работе с детьми дошкольного возраста | ||
84 | Петухова О.А., Александрова М.В. Волшебный мир песка | ||
90 | Чистоусова В.Б. Развитие творческой активности детей 6–7 лет в процессе работы с пластическим материалом | ||
96 | Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Поддержка детского творчества в дизайн-деятельности |