Тема игры — одна из самых важных и сложных в дошкольной педагогике. Ценность игры для детского развития не вызывает сомнения. Между тем игра уходит из жизни детей, деградирует, теряет свою развивающую функцию. Дошкольники играют мало, не любят и не умеют этого делать. Номер посвящен игре в дошкольном образовании. Подчеркивается неоднозначность понимания данного термина участниками образовательного процесса. Характеризуются представления педагогов, психологов, родителей и детей об игре, анализируются причины их несовпадений, возможности и пути сближения позиций. Рассматриваются актуальные проблемы детской игры, в частности, проблема дидактизации игры и ее подмены игровыми средствами обучения, характерная для современного дошкольного образования. Анализируется специфика игры как самостоятельной детской деятельности и как средства обучения на занятиях. Большое внимание уделяется свободной детской игре, ее роли в развитии ребенка-дошкольника и месту в педагогическом процессе детского сада. Обозначаются причины снижения уровня развития игры у детей дошкольного возраста и ее ухода из мира детства. С опорой на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского выделяются условия становления и развития игры — пять шагов, соблюдая которые, можно научить играть как детей, так и взрослых — педагогов и родителей. Рассматривается роль педагога в развитии, поддержке и обогащении детской игры в современной социокультурной ситуации. Подчеркивается недопустимость подмены самодеятельной детской игры организованной, лишь внешне напоминающей игру, но не имеющей развивающего эффекта. Раскрывается значимость разновозрастного игрового коллектива для формирования игрового опыта дошкольника и его обучения игре. Характеризуются составляющие предметно-игровой среды и ее роль в развитии детского игрового творчества. Даются рекомендации по созданию предметно-игровой среды в детском саду и организации взаимодействия педагога с детьми в данной среде, в том числе ее преобразованию. Отмечается важность использования в игре игрушек и предметов, дающих простор воображению и творчеству. Выделяются особенности современной игрушки и игрушечной культуры, осмысливается их влияние на детскую игру и роль в процессе самопроектирования личности ребенка в культуре. Особое внимание уделяется дидактической игре, соединяющей игру и обучение. Показана ее специфика, отличия от игровых занятий и свободной игры детей дошкольного возраста. Рассматриваются проблемы, возникающие при использовании дидактических игр в практике работы детского сада, и подходы к их преодолению. Затрагиваются вопросы становления общественной экспертизы качества организации игры в детском саду. Обобщается опыт независимой оценки качества организации сюжетно-ролевой игры в детском саду родителями дошкольников: описываются ее особенности, форматы подготовки и проведения. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Трифонова Е.В. Детская игра с позиции взрослого и ребенка: непересекающиеся вселенные или долгий путь навстречу? | ||
22 | Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения | ||
34 | Кравцова Е.Е. Пять шагов к игре | ||
48 | Зверева О.Л. Предметно-игровая среда как условие развития игрового творчества у детей | ||
56 | Солнцева О.В. Особенности независимой оценки качества организации сюжетно-ролевой игры в детском саду родителями дошкольников | ||
70 | Тимофеева Л.Л., Ходакова М.А. Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста | ||
80 | Ческидова И.Б. Детские игры в традиционной культуре народов Урала | ||
92 | Сопова М.Н. Детская игровая коммуникация в современном мире | ||
106 | Малетина Н.С., Балашова Л.Н. Театрализованный досуг как средство развития связной речи младших дошкольников |