Детский сад теория и практика № 9/2017. Социокультурная образовательная среда детского сада

Печать
В самом широком смысле цель образования — введение детей в пространство культуры, создание условий для амплификации (обогащения, расширения) социокультурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных запросов семьи. В связи с чем важнейшей задачей современного детского сада является организация среды, способствующей успешной инкультурации ребенка-дошкольника.
Номер посвящен социокультурной образовательной среде детского сада. Дается обзор основных понятий, связанных с развитием взглядов на место культуры в образовании и сущность образовательной среды. Образовательная среда дошкольной образовательной организации рассматривается в широком социокультурном контексте. Представлены модель социокультурной образовательной среды и алгоритм ее организации в условиях вариативного дошкольного образования.
Образовательное пространство детского сада осмысливается как человекотворящее, а педагогическая деятельность — как деятельность по воспитанию добродетелей — особых качеств взаимодействия личности с окружающим миром, что предполагает необходимость наполнения образовательного пространства детского сада знаниями, проясняющими ребенку путь становления человеком, и целенаправленной работы по формированию культурных (добродетельных) привычек.
Большое внимание уделяется взаимодействию участников образовательных отношений. Выделены проблемные точки, обозначены подходы к решению конфликтов и проблемных ситуаций этического характера в практике дошкольного образования. Представлен проект этического кодекса для педагогов дошкольных образовательных организаций, включающий решение этических дилемм из разных областей взаимодействия участников образовательных отношений с опорой на профессиональные этические нормы и ценности. Сформулированы этические принципы работы специалиста в области дошкольного образования.
Доброта воспитателя рассматривается как проявление способности к ненасильственному взаимодействию с детьми и показатель мастерства педагога. Выделяются признаки ненасильственного отношения воспитателя к детям. Даются рекомендации педагогам по развитию способности к ненасильственному взаимодействию с детьми, т.е. доброты как проявления профессионального мастерства.
Актуализируется задача обогащения образовательной среды детского сада и расширения его образовательного пространства. Раскрываются новые подходы к использованию ресурсов городского социокультурного пространства в образовательном процессе детского сада, описываются направления и формы приобщения детей к культуре в пространстве родного города. Затрагиваются вопросы развития эффективного социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей и социумом. Приводятся примеры сотрудничества и сетевого взаимодействия детского сада с социумом в области экологического образования дошкольников.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 9/2017
"Социокультурная образовательная среда детского сада"

5   К читателям
6   Лыкова И.А., Кожевникова В.В. Социокультурная образовательная среда: от анализа ключевых понятий к вариативной модели
24   Капустина З.Я. Организация образовательного пространства как основа деятельности дошкольной образовательной организации
40   Маралов В.Г. Добрый воспитатель: природный дар или проявление мастерства
48   Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Холодова О.Л. Этика во взаимодействии участников образовательного процесса
58   Кузнецова Г.Н. Первые шаги в социум вместе с мамой
64   Васюкова Н.Е. Классификация литературного репертуара в приоритете личностно-ориентированного подхода в педагогике
78   Вербенец А.М. Старший дошкольник в социокультурном пространстве
92   Рыжова Н.А. Сотрудничество детского сада с социумом как важное условие экологического образования
102   Волочков А.А. Эмоциональный комфорт и когнитивное развитие дошкольников с различным стажем посещения детского сада