Детский сад теория и практика № 10/2017. Методы воспитания детей дошкольного возраста

Печать
Воспитание — сложный, многогранный процесс, требующий внимания, чуткости, такта, быстрой и адекватной реакции воспитателя. Его эффективность обусловливается грамотным, своевременным и обоснованным применением методов воспитания — способов профессионального действия воспитателя, направленных на решение конкретных воспитательных задач.
Номер посвящен методам воспитания детей дошкольного возраста. Раскрывается содержание понятий «метод» и «прием», показано их соотношение. Затрагиваются вопросы классификации методов воспитания, дается их общая характеристика.
Большое внимание уделяется проблеме выбора методов и приемов воспитания детей дошкольного возраста и продуктивности их применения в воспитательной практике. Подчеркивается необходимость учета психологических механизмов воспитания (прежде всего, идентификации и подражания) при выборе методов и приемов воспитания детей, актуализируется способность ребенка-дошкольника к самообучению.
Осмысливается роль слова в воспитании детей. Рассматривается отношение участников образовательных отношений (детей, педагогов и родителей) к словесным методам воспитания, характеризуются особенности их применения в работе с детьми дошкольного возраста. Приводятся примеры применения словесных методов воспитания в детском саду. Даются рекомендации воспитателям по проведению этических бесед с детьми разных возрастных групп. Демонстрируются возможности воспитывающих (воспитательных) ситуаций как метода воспитания детей дошкольного возраста, обобщается опыт их использования с целью формирования культуры общения и поведения детей. Раскрывается сущность методов поощрения и наказания, анализируется практика их применения в детском саду и семье.
Особое внимание в контексте заявленной темы уделяется личности воспитателя, его профессиональным ценностям и мастерству, умению применять весь арсенал методов и приемов воспитания, гибко реагируя на изменяющиеся условия профессиональной деятельности и потребности детей. Отмечается, что успех в решении воспитательных задач «часто зависит не от отработанной технологии, а от личностных качеств педагога, масштаба его человеческой культуры, его веры в ребенка» (Н.Ф. Голованова).
Приводятся примеры разных вариантов направленности педагога на взаимодействие с детьми, определяется гармонизированный тип взаимодействия. Рассматриваются стратегии воспитания и их влияние на развитие личности ребенка, раскрываются основы личностно-ориентированного подхода в воспитании и специфика его реализации в условиях дошкольной образовательной организации. Выделяются параметры личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми, подчеркивается необходимость специальной подготовки воспитателя к такому взаимодействию с воспитанниками.
Поднимаются вопросы этики работы педагога с детьми дошкольного возраста и разработки этического кодекса педагога дошкольной образовательной организации.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 10/2017
"Методы воспитания детей дошкольного возраста"

5   К читателям
6   Капустина Н.Г. О методах, приемах и психологических механизмах воспитания дошкольников
16   Ледовских Н.К. Этические беседы и другие словесные методы воспитания детей дошкольного возраста
28   Римашевская Л.С. Использование воспитывающих ситуаций взаимодействия как метода организации опыта поведения и деятельности дошкольников
38   Лыкова И.А. Система методов художественно-эстетического развития детей: навигатор для воспитателей детского сада и педагогов дополнительного образования
48   Комарова Т.С. Развитие художественно-творческих способностей у детей в условиях интеграции разнообразных видов деятельности
52   Авдеева Н.Н. Личностно-ориентированное взаимодействие персонала дошкольной образовательной организации с детьми
60   Файзуллаева Е.Д. Варианты направленности педагога на взаимодействие с детьми
68   Павлова А.А. Мастерство педагога в организации игрового взаимодействия детей
78   Гусева Ю.Е. Трудовое воспитание в детском саду в 1960–1980-е годы (анализ педагогического опыта)
88   Зверева О.Л. Методы воспитания детей в современной семье
94   Минина А.А. Формирование родительской компетентности как фактор повышения эффективности воспитательной работы в детском саду
104   Калабина И.А. Этика работы с детьми: к вопросу о разработке этического кодекса педагога дошкольной образовательной организации