Современные реалии детства и дошкольного образования остро ставят перед педагогами проблемы социализации детей. Номер посвящен позитивной социализации детей дошкольного возраста. Анализируются неоднозначные представления о социализации ребенка-дошкольника в педагогической среде. Раскрываются сущность и роль социализации в становлении личности ребенка, большое внимание уделяется первичной социализации, ее особенностям и агентам. Воспитание рассматривается как основа социализации дошкольника. Обосновываются детерминанты воспитания, способствующие позитивной социализации детей, определяются ее основные показатели. Характеризуются риски, затрудняющие позитивную социализацию дошкольников. Затрагиваются теоретические и практические аспекты социализации одаренных, талантливых, способных и особенных детей. Представлен японский опыт подготовки детей дошкольного возраста к вхождению в социум.