Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений — один из основных принципов дошкольного образования. Номер посвящен взаимодействию детей и взрослых в образовательном пространстве современного детского сада. Раскрывается сущность взаимоотношений детей и взрослых как участников образовательного процесса, описываются их формы и динамика развития, обозначается вектор перехода содействия в сотворчество. Ключевое внимание уделяется позиции ребенка и взрослого в образовательном процессе детского сада. Характеризуются особенности дошкольника как субъекта образовательных отношений. Рассматриваются теоретические и практические аспекты обеспечения ребенку-дошкольнику позиции субъекта образовательного процесса. Приводятся примеры организации совместной деятельности детей и взрослых с учетом новых ценностей образования и требований стандарта.