Детский сад теория и практика № 3/2017. Экологическое образование детей дошкольного возраста

Развитие экологической культуры детей и взрослых, ценностного отношения к природе, готовности и умения правильно взаимодействовать с ней — одна из важнейших задач современности. 2017 год объявлен в России Годом экологии. Экологическое образование рассматривается как основа устойчивого развития человечества, а дошкольное образование — как первая ступень системы непрерывного экологического образования.
Номер посвящен экологическому образованию детей дошкольного возраста. Раскрывается концепция зеленого (экологического) детского сада, показана его специфика и роль в улучшении качества окружающей среды и пропаганде идей устойчивого развития. Представлен обзор зеленых детских садов в разных странах, анализируется ситуация с организацией зеленых детских садов в России. Приводится краткое описание «Экологического паспорта детского сада» как основы превращения дошкольной образовательной организации в зеленый детский сад.
Характеризуются особенности реализации экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе, намечаются пути приближения детей к природе и пути приближения природы к детям в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделяется созданию эколого-развивающей среды детского сада и включению ее объектов в педагогический процесс.
Рассматривается специфика экологически ориентированной деятельности дошкольников и подходы к ее организации в детском саду. Раскрывается свое об разие трудовой и познавательно-исследовательской деятельности детей с точки зрения накопления опыта помогающего поведения и гуманного отношения к природе. В свете современных идей переосмысливаются возможности использования моделей и моделирования в активизации интереса дошкольников к миру растений. Показан потенциал проектной деятельности в формировании у детей дошкольного возраста системы знаний о природе и опыта экологически ориентированного поведения. Приводятся примеры проектов экологической направленности.
Актуализируется значимость для ребенка-дошкольника единства естественнонаучного и эстетического познания природы, даются рекомендации по развитию эстетического восприятия, эстетической оценки и творчества детей при организации общения с природой. Рассматриваются возможности использования литературных и художественных произведений для формирования у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Представлен новый взгляд на конструирование из природного материала, описываются особенности экопластики и ее место в образовательном пространстве детского сада, даются советы по сбору, хранению и подготовке природного материала к работе, проектированию художественной деятельности дошкольников и организации выставки детского творчества.
Осмысляется практика экологического воспитания в немецких детских садах, большое внимание уделяется формированию у детей ответственного отношения к природе и ее ресурсам.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 3/2017
"Экологическое образование детей дошкольного возраста"

5   К читателям
6   Рыжова Н.А. Зеленый детский сад: мыслить глобально — действовать локально!
18   Головина О.А. Роль экологического образования в разностороннем развитии детей
28   Никонова Н.О, Ивченко Т.А. Способы организации экологически ориентированной деятельности дошкольников в детском саду
42   Николаева С.Н. Развитие экологической культуры дошкольников в процессе литературно-изобразительной деятельности
54   Клюева Е.В. Красота растительного мира как средство воспитания дошкольников
60   Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений посредством моделирования
72   Гримовская Л.М. Экологические проекты в детском саду
80   Гудилина С.И., Заусаева Н.В., Майор М.Н. Медиаобразовательная деятельность дошкольников по экологической тематике
86   Лыкова И.А. Экопластика в детском саду: от концепции к практике
104   Корепанова-Котляр И.А. Практика экологического воспитания в детских садах Германии