История в подробностях № 9(39) 2013. Эпоха Просвещения

    «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения» (Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Берлинский ежемесячный журнал. 1784).
    Эпоха Просвещения — идейное течение, связанное с развитием научной, философской и общественной мысли, в основе которого лежали рационализм и свободомыслие; период, пришедший на смену эпохе Возрождения. Начавшись в Англии, это течение охватило Францию, Германию, Россию и другие страны. Наиболее влиятельными, ставшими «властителями дум», оказались французские просветители в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и др. Общая их черта — господство рационализма, критикующего вопросы политические и социальные, тогда как немецкие просветители были заняты — религиозными и моральными. Основным стремлением Просвещения было найти, путем деятельности человеческого разума, естественные принципы жизни.
    Эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, являясь продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма, от которых она унаследовала идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму Просвещение в разных странах получало местный, национальный колорит.
    В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII в., когда возникли первые университеты, библиотеки, театры, музеи, относительно независимая пресса. Власть активно способствовала развитию наук и искусств. Хотя в России в этот период произошли существенные перемены, как и в других странах, отличие русского и западного Просвещения состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены настороженно.
    Как же прекрасна жизнь!.. Как плохо мы живем… Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали А. Болотов, И. Болтин, А. Радищев, Д. Фонвизин, М. Щербатов и др. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русской интеллигенции на западников и славянофилов.
    Современная европейская мысль либерализма во многом берет свои начала из эпохи Просвещения. Философы считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. Идеи Просвещения лежат в основе демократии и политических свобод как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, научного метода, рыночных механизмов. Начиная с эпохи Просвещения мыслители отстаивают свое право на поиск истины, чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом опасности быть наказанными… «за правду».

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 9(39) 2013
    "Эпоха Просвещения"

    3   Слово редактора
    6   Мукосеева Я.Ю. Вклад научно-исследовательских экспедиций XVIII в. в развитие просвещения и науки
    12   Стародубцев О.В. Академия художеств в век Просвещения
    16   Змеев В.А. Императорский Московский университет в период царствования Екатерины Великой
    26   Шимонова Н.В. Век Просвещения: на перекрестке музыкальных культур. Встреча русской и европейской музыкальных традиций
    34   Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Век Просвещения в русском балете
    42   Славнитский Н.Р. Придворные церемонии в России в эпоху Просвещения
    46   Петрова И.А., Кибасова Г.П. Влияние идей Просвещения на становление научной медицины в России
    52   Смирнова Е.М. «Полезнейшая роду человеческому наука есть медицина…»
    58   Маркина И.В. Троицкое. Имение княгини Екатерины Романовны Дашковой
    64   Кондаков Ю.Е. Масон эпохи Просвещения Н.И. Новиков
    72   Болотина Н.Ю. Светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический — вельможа эпохи русского Просвещения
    82   Антимонов М.Ю., Антимонова Н.Е. Просветительская деятельность Г.Р. Державина в Тамбове (1786–1788 гг.)
    86   Казарин В.П., Калашникова О.Л. Пушкин и Крым на фоне Ломоносова
        {Творческое наследие}
    92   Урушадзе А.Т. Просвещение в политике М.С. Воронцова на Кавказе

     

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370