«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения» (Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Берлинский ежемесячный журнал. 1784). Эпоха Просвещения — идейное течение, связанное с развитием научной, философской и общественной мысли, в основе которого лежали рационализм и свободомыслие; период, пришедший на смену эпохе Возрождения. Начавшись в Англии, это течение охватило Францию, Германию, Россию и другие страны. Наиболее влиятельными, ставшими «властителями дум», оказались французские просветители в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и др. Общая их черта — господство рационализма, критикующего вопросы политические и социальные, тогда как немецкие просветители были заняты — религиозными и моральными. Основным стремлением Просвещения было найти, путем деятельности человеческого разума, естественные принципы жизни. Эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, являясь продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма, от которых она унаследовала идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму Просвещение в разных странах получало местный, национальный колорит. В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII в., когда возникли первые университеты, библиотеки, театры, музеи, относительно независимая пресса. Власть активно способствовала развитию наук и искусств. Хотя в России в этот период произошли существенные перемены, как и в других странах, отличие русского и западного Просвещения состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены настороженно. Как же прекрасна жизнь!.. Как плохо мы живем… Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали А. Болотов, И. Болтин, А. Радищев, Д. Фонвизин, М. Щербатов и др. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русской интеллигенции на западников и славянофилов. Современная европейская мысль либерализма во многом берет свои начала из эпохи Просвещения. Философы считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. Идеи Просвещения лежат в основе демократии и политических свобод как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, научного метода, рыночных механизмов. Начиная с эпохи Просвещения мыслители отстаивают свое право на поиск истины, чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом опасности быть наказанными… «за правду». Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Мукосеева Я.Ю. Вклад научно-исследовательских экспедиций XVIII в. в развитие просвещения и науки | ||
12 | Стародубцев О.В. Академия художеств в век Просвещения | ||
16 | Змеев В.А. Императорский Московский университет в период царствования Екатерины Великой | ||
26 | Шимонова Н.В. Век Просвещения: на перекрестке музыкальных культур. Встреча русской и европейской музыкальных традиций | ||
34 | Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Век Просвещения в русском балете | ||
42 | Славнитский Н.Р. Придворные церемонии в России в эпоху Просвещения | ||
46 | Петрова И.А., Кибасова Г.П. Влияние идей Просвещения на становление научной медицины в России | ||
52 | Смирнова Е.М. «Полезнейшая роду человеческому наука есть медицина…» | ||
58 | Маркина И.В. Троицкое. Имение княгини Екатерины Романовны Дашковой | ||
64 | Кондаков Ю.Е. Масон эпохи Просвещения Н.И. Новиков | ||
72 | Болотина Н.Ю. Светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический — вельможа эпохи русского Просвещения | ||
82 | Антимонов М.Ю., Антимонова Н.Е. Просветительская деятельность Г.Р. Державина в Тамбове (1786–1788 гг.) | ||
86 | Казарин В.П., Калашникова О.Л. Пушкин и Крым на фоне Ломоносова | ||
{Творческое наследие} | |||
92 | Урушадзе А.Т. Просвещение в политике М.С. Воронцова на Кавказе |