![]() Некоторые исследователи причисляют кулаков к предпринимателям в условиях первоначального накопления капитала. Кулачество в царской России, скорее, проявило себя как социальный феномен, нежели экономический. Первоначальное определение кулака относится к сфере «моральной экономики» и служит нравственной оценкой человека. Быть прозванным кулаком означало позор, презрение, порицание. Каждый для себя делал выбор: совесть или деньги. В их понимании совместить одно с другим было невозможно. Причем многие мечтали стать кулаком, выбирая второе. Каждый, прозванный кулаком, обладал «талантом» приспособленца к сложившимся условиям, обстоятельствам. В годы становления советской власти определение кулака претерпело многократное изменение толкования. Единственное, что оставалось изначально неизменным, — негативное отношение к самому термину, которое активно эксплуатировалось. Но и оно в народной памяти приняло видоизмененные формы в виду того, что многие невинные души мученически пострадали за то, что были причислены к кулакам. Самые ярые противники советской власти из числа кулаков были уничтожены продразверсткой в годы Гражданской войны. НЭП разверстку заменил продналогом, ослабив вдвое налоговое бремя на крестьянина, тем самым создав относительно терпимые условия для восстановления и развития крестьянских хозяйств. Многие маломощные хозяйства встали на ноги, их назвали середняками. В дальнейшем середняки будут окулачены и затем раскулачены по трем категориям. Теория марксизма-ленинизма писалась в кабинетах: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Партийная линия на принудительную коллективизацию легализовала насилие, разрушив картину мира крестьян и их жизненный уклад. Фанатично настроенные партийцы на местах «творчески» претворяли в жизнь решения партии. Из людишек с гнильцой полезла вся неистребимая маргинальность, все пороки. И эти процессы никто не мог контролировать. В результате, надругавшись над сельским населением страны, необратимые процессы коллективизации напрочь выкорчевали культуру труда, любовь к труду, умение ценить результаты и своего, и чужого труда. Отшибли вообще охоту к добросовестному труду. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. кулаком мог стать каждый. Кулаками становились по доносу, по навету, за красивую дочь, за крепкого сына, за наличие в доме крынки молока; за то, что лицом не вышел, что трудился, что имел завистников. Определение кулака перекочевало из морально-нравственной сферы в административно-правовые, имущественные отношения и даже в политико-идеологические убеждения. Государство может принять любой закон, и безнравственный в том числе, но нравственную основу никакое государство изменить не может, поскольку нравственное начало, как и божественное, неизменно. Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Левакин А.С., Власов А.И. Кулачество в восприятии российской общественности (вторая половина XIX – начало XX вв.) | ||
18 | Левакин А.С. Алкоголь как источник обогащения: о некоторых методах деятельности кулаков в России | ||
26 | Окуда Х. О понятии «кулак» в советской деревне 1920-х гг. | ||
34 | Бондаренко С.И. «Кого считать кулаком — кого тружеником?» К вопросу о процессе социального расслоения деревни в 1920-е гг. | ||
44 | Бондарев В.А., Левакин А.С. Раскулачивание: о создании и устройстве кулацких спецпоселков на Ставрополье в 1930-х гг. | ||
52 | Рыбаков П.А. Раскулачивание крестьянства в Московской области в 1930–1932 гг. | ||
60 | Лопатина Н.Л. Кулаки и раскулачивание глазами очевидцев коллективизации | ||
68 | Кознова И.Е. Образы кулака в народной памяти | ||
82 | Доброноженко Г.Ф. Концептуальные модели анализа социальной группы «кулаки» в отечественной историографии | ||
{Творческое наследие} | |||
90 | Ященко В.Г. Повстанческие группировки степных партизан Приэльтонья | ||
Диалог Кружилина и Кафтанова из телесериала "Вечный зов" по одноименному роману Анатолия Иванова. Реж. Краснопольский В., Усков В. Мосфильм, 1973–1983
|
|||
Гляжу в озера синие. Исп. Карелина И. Из телесериала "Тени исчезают в полдень". Реж. Усков В., Краснопольский В. Мосфильм, 1971
|
|||
Прокати нас, Петруша, на тракторе
|