![]() Летописные источники по большей части противоречат друг другу: невозможно установить ни год рождения княжичей, ни их матерей. И чем острее любопытство, тем больше противоречий. Очевидно, что летописцы преследовали иные цели, скорее идеологические, нежели фактологическое изложение былого: полное отсутствие интереса к персонажам или обыкновенное незнание их, а посему печатью лежит в древних текстах безразличие к ним. Проповедование моральных христианских ценностей — любовь к ближнему своему, смирение, кротость, всепрощение и милосердие… — касается кого угодно, но только не Святополка Окаянного: сгинул он, так ему и надо… А ведь приписываемые грехи братоубийства Святополку сомнительны и не доказаны. Исходя из принципа: кому это выгодно — все показывает на Ярослава Хромца, прозванного благодарными летописцами Мудрым. Ярослав с легкостью привлекает скандинавских наемников и даже покрывает их, когда те «начали насилие творить на мужатых женах» в Новгороде. Тесные взаимоотношения Ярослава со шведами привели к браку с дочерью шведского короля Ингигердой, получив в приданное город Альдейгьюборг (Ладога). Ощущение присутствия сильного покровителя позволило ему пойти даже на конфликт с отцом, Владимиром Святославичем. На фоне большой семьи Владимира привлекают внимание полнокровные братья Борис и Глеб: воспитанные, кроткие и послушные родителю, чтящие кровные узы, старшинство. Необыкновенный нравственный свет справедливости и добра мироточат их образы. Интуитивно понятно, что братья росли и воспитывались вместе продолжительное время. У них много общего. Какой-то положительный общий жизненный опыт их связывает и со Святополком. В словах Бориса очевидно доброе отношение к нему: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Борис и Глеб пользовались всеобщим уважением людей, независимо от социального статуса. Они слыли знатными воинами, возможно, не так уж и безропотно приняли смерть, но приняли ее мужественно. Здесь дело не обошлось без подлости и коварства. Для нас братья явили живой образ нравственных ориентиров: беззлобия, крепкой братской любви, верности и добра. Правду Бориса и Глеба приняла душа русского народа, и с этой правды началось Русское православие, осознание единства и родства не только узкими семейными узами, но и единение Руси, всех русских людей. И вот уже тысячу лет мы следуем идеалам Бориса и Глеба, храним верность и ощущаем их присутствие! Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Гринченко Я.С., Гуляева Е.Ш. Князья Борис и Глеб как символы национальной идентичности в русской культуре | ||
10 | Бунеева Е.Н. Процесс изменения духовных и нравственных идеалов в семье князя Владимира с переходом от язычества к христианству | ||
14 | Бондарев В.А. Повседневная жизнь современников Бориса и Глеба: сказания о князьях-мучениках как источник по истории древнерусского общества | ||
22 | Скорик А.П., Бондарев В.А. Этнический состав элиты древнерусского общества по «Сказанию о Борисе и Глебе» | ||
30 | Пенской В.В. Последний акт драмы (битва при Листвене и конец усобицы меж сыновьями Владимира Святославича) | ||
38 | Шумилов Е.Н. О роли князя Ярослава Мудрого в создании культа Бориса и Глеба | ||
42 | Топчий В.А. Кто убил Бориса и Глеба? | ||
46 | Мандель Б.Р. Смерть Бориса и Глеба: вера крепнет, тайна остается… | ||
56 | Антощенко А.В. Религиозный подвиг святых Бориса и Глеба в интерпретации Г.П. Федотова | ||
62 | Чубур А.А. Глеб и Борис — небесные покровители рода Давыдовичей в Чернигово-Северской земле: археологические свидетельства | ||
68 | Ермолаев Д.А. Под сенью Бориса и Глеба | ||
78 | Шумилов Е.Н. Почитание святых Бориса и Глеба на Вятской земле | ||
82 | Бойков Г.В. Город Бориса и Глеба | ||
86 | Боровков Д.А. О взаимоотношении «Сказания о Борисе и Глебе» и легенд Святовацлавского цикла | ||
92 | Седова О.В. Символика основных цветов в иконографии святых князей Бориса и Глеба | ||
96 | Поляков В.Е. Динамика изменения популярности имен Борис и Глеб | ||
Братья. Реж. Артем Лукичев. Производство студии братьев Наумовых "Крыша". 2011
|