История в подробностях № 9(63) 2015. Русская восточная политика

Печать
Дихотомия «Восток — Запад» — понятие в социологии и культурологии, используемое для описания различий между восточной и западной цивилизацией. Дихотомия (греч. деление на две части) — сопоставление или противопоставление двух частей одного целого. Восток — Запад: деление по культурному принципу. Например, Австралия относится к представителям западной культуры. Традиционно сложилось, что, помимо азиатских стран, все мусульманские страны относятся к Востоку. Четких границ в этом разделении не существует. Население разных частей света воспринимает эти границы по-своему. Так, например, жители Западной Европы считают Россию Востоком, а себя именуют Западом. В то время как сама Россия себя не относит ни к Западу, ни к Востоку. И в данном случае следовало бы говорить о трихотомии (греч. деление на три части): Запад — Россия — Восток.
В античные времена древние греки мысленно разделили мир на «Восток» и «Запад». Это деление с самых истоков строилось на противопоставлении. Понятие «Восток» наполнялось враждебным восприятием варварства и деспотизма, прежде всего, Персидской империи (Империи Ахеменидов). Равно как «Запад» связывался греками с полисом и демократией. Греки утверждали свое превосходство, опираясь на собственную шкалу ценностей. Ценности персов во внимание не принимались.
В эпоху Возрождения, когда стали возможными великие географические открытия, социально-экономическое развитие Европы обнаружило себя со всей очевидностью в лидерах. Понятие «Восток» изменило свое смысловое содержание. Теперь Восток — Запад рассматривались как отсталость — развитость.
В нашей стране традиционное определение «Востока» прижилось и выразилось в комплексе наук «Востоковедение». Совершенно несправедливо воспринимать Восток как единое целое. Восток — дело тонкое… Восток разнообразный и пестрый. Он включает в себя, как минимум, три различные локальные цивилизации: Ближний Восток, Дальний Восток, Южная Азия. Все три восточные локальные цивилизации имеют что-то общее в своей судьбе, прежде всего, — это противостояние Западу, его навязчивому присутствию.
Восток уважает разумную силу, достоинство, храбрость, справедливость. Восточная философская мысль очень древняя и глубоко мудрая. Невозможно представить Восток без хитрости. Она присутствует повсеместно, и прежде всего в дипломатии. Восточная дипломатическая хитрость лукавая и коварная, притом, как западная — зачастую граничит с подлостью. Восток не прощает ошибок. Вспомним миссию А.С. Грибоедова в Персию. Александр Сергеевич был выдающимся дипломатом, достойным сыном Отечества. Но вряд ли возможно отрицать, что, по собственной ли воле или его использовали в «большой игре», предъявленные требования к Персии превысили порог разумного. Унижение на Востоке переживается особенно остро. Нельзя унижать даже побежденного врага. Ослабив Персию, Россия оказала сама себе «медвежью услугу», позволив Османской империи (Турции) беспрепятственно доминировать в регионе. Затем турецкую ретивость пришлось укрощать собственными силами, жизнями русских солдат.
Несомненно, Восток оказал колоссальное влияние на Россию, но и Россия в свою очередь сыграла в судьбе Востока главенствующую роль. С народами восточных цивилизаций мы враждовали, воевали, спорили, строили, дружили, переживали и радость, и беду. Многие восточные этносы были вовлечены в орбиту Русского мира, и ни один из них не исчез. Напротив, с русской помощью они получили развитие, а многие из них — свою государственность. «Это русские люди, как нас называли — Иваны, / Приносили подмогу и братство в забытые страны, / Помогали расти государствам в их самом начале / И достойную помощь по-братски от них получали…» (Друзьям тридцатого года. Луговской В.А.).

Михаил Кобылинский, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"История в подробностях" № 9(63) 2015
"Русская восточная политика"

3   Слово редактора
6   Калашников В.Д. Византия и Русь: войны и дипломатия
16   Сочнев Ю.В. Православная церковь и духовенство в восточной политике русских князей XIII–XIV вв.
26   Пенской В.В. «Мы хотемъ такеж вашому неприятелю московскому неприязнь вчинити…»: казанский хан Мухаммед-Эмин и попытка создания антимосковской коалиции в 1506–1507 гг.
38   Беляков А.В. Специалисты восточных языков Посольского приказа второй половины XVII в.
48   Антимонов М.Ю., Антимонова Н.Е. Роль личности в истории: А.С. Грибоедов и восточная политика Российской империи
52   Пенская Т.М. Щит на вратах Царьграда…: планы Босфорской десантной операции в первой половине XIX в.
64   Волков И.В. Колонизация Туркестанского края и его «нравственная» обеспеченность
72   Горчаков Е.А. Поворот к Востоку. Дальневосточная политика России во второй половине XIX – начале XX в.
76   Каратеев А.Ю. Читая «Остров Сахалин»: восточная политика России и ее проводники
84   Ряполов В.Н. 150 лет самой «восточной» европейской столице
90   Монгуш М.В. Россия и Тува: история векового сосуществования
 

Ну что тебе сказать про Сахалин. Муз. Френкель Я., сл. Танич М. Исп. Ян Френкель