История в подробностях № 9-10(75-76) 2016. Русские народные традиции

Традиция — социально-культурное наследие, переходящее из поколения в поколение в рамках исторически сложившейся устойчивой общности людей. Это наследие выражается не только в психической, но и в телесной памяти, приобретенном опыте посредством преданий, обычаев, обрядов, народного творчества, ценностей, норм поведения, проверенных временем. По сути, когда мы говорим о традиции, мы говорим о наследственной памяти. Память — как способность сознания к сохранению образов, традиция — ее практическое наполнение. Образ может быть, как визуальным, так и представлением, воззрением, созерцанием, взглядом, пониманием, толкованием и т.д. Когда-то Россия просыпалась с петухами в пять часов утра. Кто рано встает, тому Бог подает.
«Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага ʺобладает памятьюʺ… Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина… — дендрохронология. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только ʺнавигационные приемы и способыʺ, которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.
А что и говорить о ʺгенетической памятиʺ — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. ʺБеспамятныйʺ — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших ʺнаглядных пособийʺ морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина: ʺДва чувства дивно близки нам — / В них обретает сердце пищу — / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / Животворящая святыня! / Земля была б без них мертваʺ» (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985).

Михаил Кобылинский, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"История в подробностях" № 9-10(75-76) 2016
"Русские народные традиции"

3   Слово редактора
6   Линник Ю.В. Крестьянская мистерия
16   Васильев К.Б. Голубиная книга: поиск сокровенной правды
24   Пенской В.В. Вольга и Микула: опыт интерпретации былинного текста
34   Маркина И.В. Свадебный обряд калужской Гамаюнщины
40   Ряполов В.Н. Из истории кулачных боев в России
46   Маслова И.В. Народные традиции в быту русского купечества
50   Бербаш Т.И. Традиционный женский костюм села Сокольское XVII–XX в.
58   Кибасова Г.П., Пальгов С.Ю. Нижнее Поволжье: территория взаимодействия восточнославянских традиционных культур
64   Бахвалова В.А. Мифологемы судьбы в донской и общерусской традициях
68   Бахвалова В.А. Жанры обрядового фольклора «весна-лето» в праздничной культуре сельского населения Нижнего Поволжья
72   Пальгов С.Ю., Шилкин В.А. Домашние животные в традиционной культуре сельского населения Волжского Понизовья и Подонья
76   Прямкова Н.А. Два вида традиционной романовской глиняной игрушки
84   Пастухова С.Ю. Своеобразие форм традиционной керамики села Доброе Липецкой области
88   Пастухова С.Ю. К вопросу о пальцевом декоре изделий традиционных гончарных промыслов Липецкого края
92   Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культура на службе политики. Советский опыт культурной дипломатии
 

Фильм-концерт "Русские народные песни" в обработке С.С. Прокофьева. Исполняет Бобринева Р. (вокал) и Государственный оркестр русских народных инструментов под управлением В. Федосеева

Фильм-концерт "Песни родной стороны". Реж. Фролов А. 1953

Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь. Муз. Тухманов Д., сл. Ножкин М. Исп. Юрий Гуляев

© Эдисьон Пресс 2017