![]() Человек с давних пор внимательно наблюдал за птицами, пытался воспроизвести их подобие, чтобы полететь. Ведь только в полете можно ощутить свободу, только с высоты можно увидеть то, что человеку природой не дано видеть. И того, кто испробовал этот чудесный коктейль романтики, риска и славы, уже невозможно было остановить. Человек падал, калечился, погибал, но неудержимо рвался в небо, в новую для себя стихию — воздушную. Первым делом самолеты… Советское государство, с присущим ему энтузиазмом, превратило мечту многих людей в реальность. От кустарного ремесленничества в царской России авиация поднялась на недосягаемые промышленные высоты. Цели ставились масштабные: «Подготовим 150 000 летчиков в 1937 г.» — гласил один из агитационных плакатов. Самолеты производились десятками тысяч. Такие авиационные брэнды как По, Ил, ЛаГГ, Як, МиГ, Пе, Ан, Ту, Су, Ми и другие стали мировыми. И что самое важное, цели не просто ставились, а выполнялись. «Моя Родина — Родина авиации» — вторил другой советский плакат. И эта Родина рождала новые тысячи героев-летчиков. Эпохальным стал Валерий Павлович Чкалов — летчик, учивший летать самолеты. Своим примером он вдохновил тысячи юношей и девушек. Большинство мальчишек и девчонок (!) мечтали посвятить себя профессии летчика. Многие из них стали героями, многие — забытыми и безызвестными. Самолеты были не только научены летать, но и обласканы женскими руками. Чего стоит героизм «ночных ведьм» 46-го гвардейского (!) ночного бомбардировочного авиационного полка?! Порой задаешься вопросом, может быть, женщина действительно более рачительный хозяин? Командир 46-го гв. ночного бомбардировочного авиационного полка Евдокия Давыдовна Бершанская нашла всех своих девочек, не вернувшихся с войны, а их было 32. Нет ни одной пропавшей без вести. Тихий и молчаливый подвиг скромного человека! Задумаешься и понимаешь, Евдокия Давыдовна отправляла девушек на боевые задания несколько десятков тысяч раз (!), и каждый раз томительное ожидание, а на сердце боль: лишь бы вернулись. После такого разве может человеческое сердце найти душевный покой, окажись, что кто-то пропал без вести? Как с этим жить? Вот такого командира не хватает России. Авиация в современном мире стремительно развивается, казалось бы, нам нужны новые самолеты, больше пилотов и летчиков. На деле все наоборот: самолетостроение опускается на уровень кустарного производства, летные училища закрываются. Да еще какие! Качинское и Ейское училища, основанные на заре российской авиации. Они должны быть восстановлены. Нужно ведь понимать, что такие учебные заведения не создаются в отличие от «сколковского проекта» за год-два, нужны десятилетия. Ломать — не строить… Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Бойкова И.П. Воздухоплавание в русской провинции начала ХХ в. | ||
10 | Бондарев В.А. Авиационный сев в Советском Союзе в 1930-е гг.: нетрадиционные методики применения самолетов в сельском хозяйстве | ||
18 | Чкалов Валерий Павлович | ||
20 | Лазарев С.Е. Советские фильмы 1930–х гг. о летчиках | ||
28 | Близниченко С.С. Судьба морского летчика | ||
34 | Тимошина С.А., Шпаковский В.О. Советские газеты о сталинских соколах, немецких пилотах, самолетах наших врагов и союзников | ||
40 | Антонов Яков Иванович | ||
44 | Хаустова Т.Ю. К истории 747-го и 4-го полков 3-й авиационной дивизии дальнего действия в 1942–1943 гг. | ||
48 | Каратеев А.Ю. Подготовка авиационных инженеров в России и СССР (1909–1945) | ||
56 | Близниченко С.С., Лазарев С.Е. Из истории Ейского высшего военного авиационного училища | ||
64 | Власов А.И., Михайлова Н.А. Новочеркасский авиационный: у истоков советской авиации | ||
70 | «Ночные ведьмы» | ||
74 | Хаустова Т.Ю. Центральный аэрогидродинамический институт в годы Великой Отечественной войны | ||
78 | Комиссарова Е.В. Авиация в истории и культуре Царицына-Сталинграда-Волгограда | ||
{Творческое наследие} | |||
92 | Казарин В.П. Апология Провинции: Полемические размышления над трагическими судьбами Родины последних лет |