В последние десятилетия отечественная культура теряет свои индивидуальные черты и национально-этническую самобытность, педагогическая культура как часть общей культуры не исключение. Затянувшиеся процессы реформирования, обусловленные системным кризисом отечественного образования, сопровождаются бесконечными нововведениями. Педагоги и образовательные организации ориентированы на работу в режиме развития. На всех уровнях образования наблюдается тяготение к различного рода инновациям, а подчас и к необоснованным культурным заимствованиям и экспериментам, не отвечающим духу отечественной культуры. В этой связи осмысление российской педагогической культуры является чрезвычайно актуальным. Номер посвящен отечественным традициям воспитания детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется народной педагогике, которая опирается не на абстрактные идеи, а на житейскую мудрость и здравый смысл народа, отражает его характер, душевный склад и многовековой опыт взращивания подрастающих поколений. Характеризуются педагогические взгляды и убеждения народа, традиционные методы и средства воздействия на личность. Показана важность проблемы обеспечения безопасности детей в народной педагогике, описываются традиционные методы и средства формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения. Прослеживаются процессы формирования этико-эстетической идентичности и самоидентификации детей в русском фольклоре. Рассматриваются возможности и пути приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре в условиях дошкольной образовательной организации. Представлена концепция образовательной программы духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука народной культуры». Раскрывается воспитательный потенциал традиционной народной игрушки, приводятся примеры игр детей с данными игрушками. Особое внимание уделяется становлению и развитию традиций общественного дошкольного воспитания. Осмысляются отдельные страницы истории российского детского сада. Анализируется процесс становления традиций общественного дошкольного воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в. и в первые годы советской власти. На основе неопубликованных ранее архивных документов освещается работа воспитателей ленинградских детских садов в годы Великой Отечественной войны. Приводятся примеры самоотверженности и героизма педагогов блокадного города. Подчеркивается значение семьи как института воспитания детей дошкольного возраста. Обозначаются подходы к реализации принципов семейного воспитания в практике работы дошкольных образовательных организаций. Описывается опыт организации в детском саду группы детей, состоящих в родственных отношениях, в том числе особенности создания уникальной среды жизнедеятельности детей и включения родителей в образовательный процесс группы, функционирующей по модели семьи. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Нефёдова Л.К. Этико-эстетическая идентичность ребенка в русском фольклоре: оппозиция Мы и Они | ||
16 | Лыкова И.А. Концепция образовательной программы «Азбука народной культуры» | ||
28 | Сибиркина Е.Н. Воспитательный потенциал традиционной народной игрушки | ||
34 | Тимофеева Л.Л. Проблема безопасности детей в народной педагогике | ||
44 | Захарищева М.А., Шкляева Н.М. Становление традиций общественного дошкольного воспитания: теория и практика | ||
56 | Голикова С.В. Борьба врачей и педагогической общественности за организацию безопасной среды в дореволюционных детских садах | ||
66 | Ломаева М.В. Образовательный процесс в детском саду в 20-е годы XX века: история и преемственность | ||
76 | Шейко Н.Г. Как сохранялись педагогические традиции в детских садах осажденного Ленинграда | ||
90 | Алямовская В.Г., Воробьева Н.В., Краснова И.В. Неразлучная семейка: об организации в детском саду группы детей, состоящих в родственных отношениях | ||
106 | Зверева О.Л. Семья как фактор формирования ролевого поведения у детей дошкольного возраста |