![]() Номер посвящен воспитанию доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста. Показана психолого-педагогическая природа доброты как нравственного качества. Подчеркивается значение детского опыта переживания и проявления доброты в становлении личности. Осмысляется феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников, характеризуются особенности их освоения детьми в нынешней социокультурной ситуации. Отмечена особая миссия детского сада и роль воспитателей в сопровождении детей на пути к постижению смыслов человеческого бытия. Прояснены смыслы категорий, важных для организации индивидуального опыта ребенка-дошкольника и его общественных отношений. Большое внимание уделяется этическим категориям в речи и сознании детей. Раскрывается психологический механизм формирования нравственных понятий у дошкольников. Рассматриваются ключевые проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях современной культуры: его основания и начала, диалог «культуры должного» и «культуры сущего», противоречия между необходимостью безоговорочного усвоения норм морали и свободой размышления о них. Характеризуются роль и место нравственной рефлексии в процессе воспитания. Подчеркивается необходимость осознания нравственной рефлексии не только как средства, но и цели нравственного воспитания. Намечаются пути развития нравственной рефлексии детей, педагогов и родителей. Показано значение диалога как формы субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в упорядочивании детских впечатлений и обнаружении смыслов человеческого бытия. Актуализировано внимание к детской литературе советского периода как компоненту круга чтения дошкольников, который способствует формированию нравственных представлений у детей и позитивного отношения к жизни. Обобщается опыт воспитания доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется организации образовательных ситуаций и проектов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости и обогащению опыта гуманистически направленной деятельности дошкольников в образовательном процессе детского сада. Раскрываются возможности воспитания доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста в социальных акциях. Описываются виды социальных акций и их структура. Приводятся примеры социальных акций, направленных на помощь детей другим людям. Прослеживается связь нравственного воспитания с эстетическим. Даются рекомендации по развитию эстетического отношения ребенка-дошкольника к действительности: от эмоциональной реакции на красоту до взаимодействия с миром и людьми по законам красоты. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Голованова Н.Ф. Взгляд на проблему воспитания доброты | ||
16 | Яфальян А.Ф. Нравственные ориентиры дошкольной педагогики: исторические уроки | ||
26 | Капустина З.Я. Воспитатели как гиды на пути к постижению человеческого бытия | ||
36 | Ледовских Н.К. Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника | ||
44 | Карпова Л.М., Ласица М.В. Место и роль нравственной рефлексии в процессе воспитания | ||
56 | Долженко Л.В. Детская литература советского периода как компонент круга чтения дошкольников | ||
68 | Деркунская В.А. Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников | ||
74 | Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Доброта начинается с детства, или Как помочь дошкольнику стать отзывчивым | ||
86 | Деркунская В.А., Демченко Н.А., Грачева Т.А. Воспитание доброты и отзывчивости у дошкольников в социальных акциях | ||
96 | Рындина А.Г. Красивое порождает доброе: развиваем эстетическое отношение дошкольников к миру и человеку | ||
104 | Бизикова О.А. Обучение дошкольников способам речевого поведения в ситуациях сопереживания |