Сказка — один из основных жанров фольклора и детской литературы. Сегодня она занимает достойное место в круге чтения дошкольников, образовательных программах и методических пособиях для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Однако путь сказки к детям был долгим и непростым, любимый дошкольниками жанр изначально был адресован взрослым, а его бытование никак не связывалось с воспитанием и развлечением подрастающих поколений. «Сказки — творчество взрослых для взрослых, к детям из этого творчества перешло, нашло отклик и усвоилось то, что находится в соответствии с интересами и запросами детского мира», — подчеркивала О.И. Капица. При этом отношение педагогов к сказке неоднократно менялось, а ее педагогическая ценность и функции переосмыслялись. Номер посвящен сказке и ее использованию в работе с детьми дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы бытования жанра в народной традиции и в современном городе, в том числе в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрывается роль сказки в жизни ребенка-дошкольника и образовательном процессе детского сада. Обозначаются основные подходы к использованию сказки в народной и научной педагогике, выделяются новые направления ее применения в работе с детьми. Приводится ретроспективный обзор работ исследователей, изучавших детское сказительство, прослеживается эволюция детской сказительской манеры. Отмечается специфика восприятия, понимания и воспроизведения текстов народных сказок современными дошкольниками, даются рекомендации воспитателям по обучению детей рассказыванию сказок. Показаны возможности сказки в развитии ребенка как читателя. Описываются первые практики чтения для размышления в образовательном процессе детского сада и примеры партнерства с семьей, в котором возникает интерес взрослых и детей к совместному чтению и разговору о прочитанном. Актуализируется задача обновления читательского репертуара дошкольников и отбора книг сказок для семейного чтения. Представлен обзор сказок современных авторов для детей. Рассматриваются своеобразие и проблемы организации рисования по мотивам сказок, характеризуются особенности сказочных образов в рисунках дошкольников, выделяются и комментируются педагогические условия поддержки рисования по мотивам сказок у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль сказки в приобщении детей к традиционной культуре разных народов и формировании представлений о родной стране. Анализируются подходы к решению этой задачи в программно-методических документах дошкольного образования; приводятся примеры включения сказок народов России в комплексное планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Описываются приемы ознакомления детей с предметным миром сказки, жизнью и бытом народов России. Представлены вариативные формы использования сказки в познавательной деятельности дошкольников. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Круглякова Т.А., Кузьмина Т.В. Как дети рассказывают сказки: бытование сказки в народной традиции и в современном городе | ||
24 | Ушакова О.С. Роль сказки в развитии образной речи дошкольников | ||
38 | Ледовских Н.К. Дошкольник и предметный мир сказки | ||
50 | Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Народная сказка — окно в мир другой культуры | ||
66 | Алиева Т.И. Ребенок и книга: начало пути к чтению для размышления | ||
80 | Асонова Е.А., Каширина М.В., Маймистова Д.С. Современные сказочники и их сказки | ||
86 | Вербенец А.М. Сказочная тематика в рисунках старших дошкольников | ||
100 | Ерофеева Т.И. Использование сказки в познавательной деятельности дошкольников |