Детей должна окружать Красота. «Красота — могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Мастерство воспитания и заключается в том, — писал В.А. Сухомлинский, — чтобы в красоте окружающего мира — природы, искусства, человеческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлинную человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного». Воспитать у ребенка чуткость к Красоте, научить ее видеть, ценить и создавать — важнейшая задача педагога. Номер посвящен воспитательному потенциалу Красоты. Раскрываются роль Красоты в становлении личности ребенка-дошкольника и значение воспитания в постижении ее сущности, формировании у детей красоты души, красоты чувств, мыслей и поступков. Воспитание добродетельности рассматривается как основа эстетического отношения ребенка-дошкольника к действительности, умения видеть, ценить и создавать Красоту, жить по ее законам. С опорой на педагогическую концепцию В.Б. Косминской прослеживается динамика развития чувства красоты у ребенка, выделяются и описываются особенности проявления этого чувства в раннем и дошкольном возрасте. Большое внимание уделяется проявлению дошкольниками чувства красоты при восприятии природы. Отмечается своеобразие понимания современными дошкольниками красоты природы; обозначаются проблемы и пути формирования у детей эстетического образа природы в городской среде. Показана связь эстетического и экологического воспитания; раскрывается специфика эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и особенности его организации в условиях дошкольной образовательной организации. Освещаются вопросы развития у дошкольников чуткости к красоте в искусстве. Подчеркивается актуальность формирования визуальной (зрительской) культуры ребенка-дошкольника. Дается характеристика начинающего зрителя, показаны особенности восприятия ребенком дошкольного возраста произведений изобразительного искусства. Представлена технология развития визуальной культуры дошкольника средствами живописи. Рассматриваются проблемы и перспективы работы художественного музея с дошкольниками. Описываются подходы к созданию специальной музейной среды для детей, пути взаимодействия музея с дошкольной образовательной организацией и современные форматы организации посещения музея детьми дошкольного возраста. Приводятся методические рекомендации для воспитателей по подготовке детей к посещению музея и разработке экскурсий. Особое внимание уделяется проявлению и развитию чувства красоты в собственном творчестве ребенка. Описывается опыт развития у детей умения видеть и отражать красоту окружающего мира в процессе сочинения хокку и создания эскизов на пленэре. Затрагиваются вопросы эстетики быта детского сада. Актуализируется задача привлечения дошкольников к поддержанию красоты в окружающей обстановке и посильному участию в ее создании. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Капустина З.Я. Воспитание. Красота. Стиль жизни | ||
22 | Буянова Т.А. Развитие чувства красоты у ребенка дошкольного возраста (изучая наследие Веры Борисовны Косминской) | ||
38 | Колисниченко Т.Н., Муратова А.А. Воспитание дошкольника красотой в творческой деятельности | ||
46 | Вербенец А.М. Эстетический образ природы у старших дошкольников: особенности и пути формирования | ||
64 | Головина О.А., Незнамова Л.Н. Эколого-эстетическое воспитание дошкольников | ||
76 | Шейко Н.Г. Как смотреть картину? Технология развития визуальной культуры дошкольника | ||
92 | Россинская А.Н., Костикова Л.А. Дошкольники в художественном музее: шаги навстречу | ||
104 | Архангельская Н.Н., Карташова В.Н. Эстетическое воспитание дошкольника средствами иноязычной культуры |